Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Николай ШПАКОВАТЫЙ: «Нам важно было проследить логику и динамику ХХ века»

25 октября, 2002 - 00:00

Вчера редакцию «Дня» посетил директор киевского издательского дома «Альтернативы» Николай Шпаковатый. Он приехал, чтобы представить «Дню» новое двухтомное издание «Україна: ХХ столiття», потому что знает, как в нашей газете ценят историю. Авторы труда объемом в 1880 страниц (Владимир Литвин, Валерий Смолий и Николай Шпаковатый) работали над ним три года. Они, по словам Николая Ивановича, поставили перед собой сверхтяжелую задачу — исследовать и панорамно, с широким использование фотоматериалов, отобразить все сложные и противоречивые процессы, происходившие на территории Украины за последнее столетие. Мы, в свою очередь, подарили господину Шпаковатому книгу исторических этюдов «Україна Incognita» — результат нашего скромного труда на ниве постижения прошлого Родины.

«Україна: ХХ столiття» — это попытка (насколько удачная — судить тем читателям, кто способен купить драгоценную, в прямом значении этого слова, книгу) создать определенный синтез: энциклопедически-справочный и одновременно публицистический труд. Иллюстративный ряд играет едва ли не ведущую роль — это динамичные сюжетные фото — 3500 снимков.

— Какой смысл вкладывался в издание этого фундаментального труда?

— Сначала мы хотели издать два тома: первый — до начала ХХ века, второй — ХХ . Но материала было так много, что решили проработать только последние сто лет жизни Украины, поскольку это более близкие, более свежие события. Своеобразным толчком стало то, что мы более десяти лет являемся независимым государством, и важно было проследить логику и динамику ХХ века, в первую очередь борьбу за независимость — от Украинской революции 1917—1921 гг. до сегодняшнего дня. Подается не просто текст, а на нескольких смысловых уровнях. В текстовой материал (десять исторических глав; не просто сугубо хронологических) вкраплялись мини-очерки. Хроника вобрала 5000 событий. Также очень важный фактор — портреты выдающихся личностей эпохи — 247 украинских деятелей истории, культуры, науки, политики... Приблизительно 50000 снимков мы перебрали в архивах Украины, даже в архивах России нам удалось некоторые из них позаимствовать, и почти 10% фото сумели поместить в книге. Мы пытались представить целостную картину жизни (в том числе и с точки зрения репрезентации всех регионов Украины) и портреты людей разных поколений, взглядов, профессий...

— Сейчас пришло время телевидения, компьютеризации, новейших технологий... И все-таки мы видим, что книга продолжает выполнять свою миссию.

— Безусловно. На мой взгляд, книга — это интим. С книгой человек сопереживает, может остановиться, подумать, перечитать ее. Печатное слово всегда будет иметь абсолютное значение.

Сергей МАХУН, фото Анатолия МЕДЗИКА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ