Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ночь раздумий

27 марта, 2006 - 20:28

Минувшая парламентская кампания политиками, журналистами и профильными экспертами единодушно признана самой скучной и вялотекущей за последнее время. Собственно, такой же стала и ночь выборов. Штабы основных политических сил закрылись уже в первой половине ночи, а ко второй — опустели телестудии избирательных марафонов.

«Поехал я спать и думать, как жить дальше», — сказал «Дню» один из лидеров партии, получившей на этих выборах (по результатам экзит-поллов) далеко не тот результат, на который рассчитывали. Думать и вправду было над чем. Данные трех, практически не отличавшихся друг от друга, экзит-поллов, появившиеся сразу после закрытия избирательных участков, многих повергли в шок и состояние морального ступора. Второе место Юлии Тимошенко еще можно было предвидеть, но уж никак не такое колоссальное отставание от нее «Нашей Украины». «Это нам кара небесная. Я только не знаю, за что», — громко сказал в мобильный телефон, в котором кто-то сообщал ему социологические результаты волеизъявления, один из «нашеукраинцев», нервно разгуливающий взад-вперед по холлу пресс-центра «НУ», что на Подоле в Киеве.

Говоря это, он еще не знал, что утром иностранные СМИ единогласно объявят исход наших выборов «сокрушительным и унизительным поражением Президента Ющенко». Возможно, оценка несколько резковата, но получается именно так. Теперь окружению Президента, хочешь, не хочешь, а придется договариваться с окружением Тимошенко и «ценой вопроса» будет, очевидно, премьерство Юлии Тимошенко. Настораживает только стремительность, с которой согласился на это один из лидеров «НУ» и непримиримый оппонент Юлии Владимировны, Роман Безсмертный. О правомерности претендентства на этот пост той из оранжевых сил, которой удалось собрать больше всего голосов, он заявил журналистам еще в одиннадцать вечера. На этом, собственно, работу пресс-центра блока «НУ» свернули. Отменили даже давно обещанную пресс-конференцию премьера Юрия Еханурова. Народ разъехался не только «думать, как жить дальше», но и как и на каких условиях подписывать соглашение о новой «оранжевой» коалиции, визирование которой проанонсировали на утро понедельника, но с тех пор уже несколько раз переносили под предлогом «технических неувязок». Наши источники полагают, что коалицию, несмотря ни на что, заключить, возможно, так и не удастся. А если и удастся, — то только между БЮТ и СПУ тем более с учетом неоднозначной позиции Президента, назвавшего подписание чего-либо до оглашения официальных результатов «некорректным».

А вот для бесспорного лидера парламентской гонки, Партии регионов, победа оказалась «пирровой». Как раз тот случай, когда взяли не качеством, а количеством. Имея рекордные за всю историю выборов в Верховную Раду Украины 32%, ПР, скорее всего, снова окажется в оппозиции. Если им, конечно, не удастся опередить БЮТ и СПУ и первыми договориться с «Нашей Украиной». Тимошенко, как известно, намедни подписала обязательство, никогда и ни при каких обстоятельствах, не консолидироваться с «регионалами». Первый шаг навстречу команде Президента сделал сам Виктор Янукович. В половину двенадцатого ночи он сообщил журналистам, что «нет такого компромисса, на который мы бы не пошли ради стабильности». Из дальнейшей витиеватой тирады следовало, что объединяться с «помаранчевыми» «бело-голубые» очень даже не против. «Партия регионов уверенно победила на парламентских выборах», — несколько раз, как заклинание, повторил Янукович. Очевидно, он всерьез опасается, что эту самую победу у него могут отнять. Лидер ПР также говорил, что первое, за что возьмется его политсила по приходу в парламент — возрождение экономики. «Мы, как и обещали, направим страну на рельсы экономического возрождения», — сказал В.Янукович.

Собственно, в этих двух мэссиджах и заключалось содержание его короткого пятиминутного спича, не предполагавшего ответов на вопросы журналистов. Повторное явление лидера его пресс-служба пообещала «в скором времени», но этого так и не произошло, и кинотеатр «Звездный», где еще с президентских выборов располагается штаб ПР, быстро опустел. В три часа ночи тут уже не было ни души, включая сотрудниц «горячей телефонной линии», которые, гипотетически, должны были бы отслеживать возможные нарушения во время подсчета голосов.

В ЦИКе тоже была «тишь, да гладь». «Знали бы, что тут так скучно будет, хоть бы в штаб какой-то аккредитовались», — жаловались друг другу журналисты. На итоговую пресс-конференцию по результатам всего дня голосования Ярослав Давыдович вышел аккурат в десять вечера. Кратко подвел итоги, сообщил о мелких нарушениях и конфузах, позже — рассказал, как проголосовал иностранный избирательный округ и посоветовал представителям СМИ внимательно следить за обновлением информации о ходе подсчета голосов, высвечивающейся на нескольких плазменных экранах. «У нас все четко поступает, без задержки, и на внутренний сервер ЦИКа и на внешний», — весело сказал Давыдович, явно радуясь тому, что журналисты наконец- то прекратили донимать его вопросами о «транзитном сервере». В течение ночи Ярослав Васильевич еще несколько раз появлялся в зале заседаний, но ничего принципиально нового и вправду не сообщил. Бюллетени на этот раз обрабатывались чрезвычайно медленно. Далеко за полночь экраны высвечивали данные только по сотым процента. «Вот один процент посчитают и все, пойдем спать до утра», — говорили дежурившие в ЦИКе журналисты, уже устраиваясь поудобнее в узких креслах зала заседаний.

Пожалуй, единственное место, в котором в эту ночь жизнь била, как говорится, ключом, был пресс- центр штаба БЮТ, разместившийся в постройке возле Национальной филармонии. Тут праздновали победу. «Весна таки победила! Невероятно!», — встретил корреспондента «Дня» громким возгласом один из активистов блока. И сама Юлия Тимошенко, и ее ближайшие соратники — Александр Турчинов, Николай Томенко, Михаил Бродский и другие находились тут же — в специально отгороженной VIP-зоне. Время от времени кто-то из них выходил в основной зал — коротко общался с журналистами. В самом зале, украшенном белыми и красными шариками-сердечками, партийной символикой БЮТ, многочисленными фотографиями лидера, царила праздничная атмосфера. Народ, что называется, тусовался: фотографировался с манекенами, наряженными в БЮТовские свитера, шапочки и шарфики, ужинал на богатом фуршете, накрытом за фанерной перегородкой, наконец — смотрел телемосты центральных телеканалов, транслируемые на огромном, до потолка, плазменном экране, выставленном в одном из концов зала.

В это время в VIP-зоне напряженно совещались: Тимошенко обсуждала с единомышленниками формат будущей коалиции. В половине четвертого утра к ним присоединился социалист Николай Рудьковский.

А вот в штабах Народного блока Литвина и Оппозиционного блока «НЕ ТаК!» царило уныние. «МЫ» закрылись еще около одиннадцати — на итоговой пресс- конференции лидер парламентской фракции Народной партии Игорь Еремеев сказал, что это мол, «еще не вечер», а результат экзит-полла — не результат ЦИКа. Приблизительно то же самое твердил на многочисленных телевизионных эфирах и эсдек Нестор Шуфрич. Дескать, у «НЕ ТаК!» минимум четыре процента. Ведущий, с плохо скрываемой издевкой, соглашался, что экзит-полл, конечно, не последняя инстанция, но международные наблюдатели, в том числе — российские, которых «не такие» так любят, данные этих калькуляций подтверждают. Шуфрич брал минутную паузу, а затем снова пересказывал уже озвученное, но на иной лад. В партийном офисе СДПУ(О) на улице Ивана Франко, по совместительству — штабе «НЕ ТаК!» на хозяйстве, в это время, оставался только начштаба Юрий Загородний. Дежурный охранник уже закрывал дверь на ключ.

До рассвета было еще далеко, но политики, журналисты и международные наблюдатели уже разъезжались отдыхать. Спать и думать, «как же жить дальше».

Ксения ВАСИЛЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ