Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новая правда о войне или новейшая мифология?

27 сентября, 2012 - 11:37
ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU

Россия официально выдвинула на получение «Оскара» фильм Карена Шахназарова (режиссер, сопродюсер и соавтор сценария) «Белый тигр». Собственно, нужно было бы писать название как «Белый «Тигр», поскольку речь идет не о большой киске, а о немецком танке PZ-VI или же, если полностью, Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf, однако почему-то везде фигурирует именно «кошачье» название.

Поскольку же российский претендент на «Оскара» неминуемо появится на телеканалах Украины (интересно, покажут ли они наш фильм, выдвинутый на эту же премию — «ТойЩоПройшовКрізьВогонь» Михаила Ильенко?), то стоит уже сегодня начать разговор о нем. Тем более что в Интернете доступен не только трейлер ленты, но и фильм в полном объеме.

Согласно авторскому замыслу, фильм должен был обогатить наше представление о войне, поскольку современному кинематографу не хватает правды о ней. Лента, по словам самого Шахразарова, является «данью памяти моему отцу, его боевым товарищам и всем ветеранам, которые храбро воевали и выиграли эту страшную войну». Благородная цель, ничего не скажешь. Но для ее реализации были задействованы такие средства, что получилась типичная туфта, хотя и искусно снятая.

Парадокс? Не больший и не меньший, чем вся кинематографическая деятельность Карена Шахназарова, сына высокопоставленного партноменклатурщика, выходца из карабахского княжеского рода Мелик-Шахназарянов, приближенного к Брежневу, Андропову и Горбачеву, борца сначала с проклятой буржуазной идеологией, а затем — против врагов перестройки, а в придачу еще и писателя-фантаста (псевдоним «Георгий Шах»); при всех талантах Карена Георгиевича весьма сомнительно, чтобы его кинематографическая карьера сложилась на первых этапах так успешно и ему без «крыши» в лице отца дали возможность забавлять публику такими «общечеловеческими сюжетами», как в фильмах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Зато сегодня Карен Шахназаров полностью идеологически правильный представитель российской элиты — он снял фильм «Пятидневная война. Шипы революции роз» в лучшей стилистике агитпропа Геббельса-Жданова и стал членом московского штаба Путина на выборах 2012 года. В стилистике «России, которая поднимается с колен» (куда ее поставили сами-понимаете-кто), сделан и «Белый тигр».

А почему туфта, за которую должно быть стыдно талантливому художнику? Попробую объяснить. Тем более что этот фильм в известной степени задевает и нас — в нем фигурирует 1-я гвардейская танковая армия, где служит главный герой, показан и командарм Катуков, а в 1944 году эта армия воевала на украинских землях.

Дело не в элементах мистики (собственно, не элементах, а сквозных мистических линиях), которыми преисполнен фильм. Событий на грани мистики в реальной истории хватает. Вот, скажем, когда в 1938 году осужденного за «контрреволюционную деятельность» в форме строительства ракет Сергея Королева отправили на Колыму, он по всем канонам сталинской системы должен был погибнуть там в первую же зиму. Однако случилось несколько непостижимых чудес. Во-первых, поступило распоряжение из Москвы — благодаря хлопотам известной летчицы Валентины Гризодубовой дело Королева должно было быть пересмотрено, для чего его срочно вызвали в столицу. Машина, на которой его отправили из отдаленного рудника в Магадан, сломалась — и Королев пошел пешком, сквозь снег и метель. Шансов дойти практически не было. Но... На заснеженной трассе, ведущей в Магадан, истощенный з/к Королев нашел целую (!) и свежую, незамерзшую (!) буханку хлеба, которая помогла ему выжить в дороге. Но он все же опоздал на последнее перед закрытием навигации судно, которое должно было его везти во Владивосток, — и свалился в лихорадке в лагерном госпитале. А судно это между тем затонуло во время шторма, никто не спасся... Еще больше непостижимого может быть на войне. Но все прочее, если речь идет не о вымышленной, а о реальной армии, об исторических персонажах и о той боевой технике, которая действительно тогда существовала, должно быть достоверным, точным и выверенным. Иначе получится, что над полями брани середины Второй мировой парят армады реактивных самолетов, а на Берлин и Дрезден американцы сбрасывают ядерные бомбы. Или то, что вызывает безудержный смех у компьютерно грамотной молодежи при просмотре фильмов Юрия Озерова, когда батальное действо на экране разворачивается в 1941 году, а в бой идут немецкие танки образца 1943 года, или когда танки Pz-ІV ранних модификаций (масса 20 тонн) зовутся «тяжелыми»...

«Белый тигр» в этом плане куда хуже эпопеи Озерова. Как говорится в аннотации ленты, «не отступая от документальных фактов и обращаясь к историческим персонажам (Жуков, Гитлер, Кейтель), режиссер в то же время добавляет в повествование элементы мистики, обогащает наше понимание войны как извечной борьбы Добра и Зла». В действительности же с фактами автор фильма ведет себя так, словно их нет, не было и быть не может, вместе с тем претендуя на воссоздание всех, даже малейших, деталей фронтового быта и боевой практики.

Придирчивые зрители уже отметили, что в конце фильма полковник Федотов носит на груди одинокий орден Славы I степени, которым по уставу награждался только рядовой и сержантский состав, а также младшие лейтенанты ВВС. Орденами этими награждали в порядке роста — сначала третьей степени, потом второй, только потом — первой. В начале фильма Федотов — майор, следовательно, орден Славы любой степени — не его... Нарушены и правила ношения орденов на правой стороне мундира, где ордена навешаны задом наперед: орден Красной Звезды расположен первым, посередине — орден Отечественной войны второй степени, а последним — орден Отечественной войны первой степени. На полковнике — парадно-выходной китель образца 1943 года с погонами от повседневной амуниции, подпоясанный офицерским ремнем, что было грубым нарушением строевого устава. Это все выглядит приблизительно так, словно персонажа фильма из городской жизни конца ХХ века нарядили в парик и жабо и поставили на должность «кучера трамвая».

Но это пустяки (хотя кое-кто считает, что речь идет о неприкрытом неуважении ветеранов войны) в сравнении с более весомым пренебрежением фактами — теми, которые сегодня известны миллионам людей, в том числе и молодежи, играющей в «Worlds of Tanks», где приводятся достаточно правдивые данные о боевых машинах времен Второй мировой войны, и не только тех времен.

Поэтому, если вынести мистичность «Белого тигра» за скобки, то выбрать в 1944 году для дуэльного противостояния с ним Т-34-85 — даже с усиленными двигателем и бронированием — вряд ли могли. Если этот танк воспринимали как единичный, экспериментальный, то противником ему выбрали бы новейший средний танк Т-44 — в то время его уже поставили на конвейер, но на фронт не посылали — в варианте с 122-мм пушкой или ИС-2, тяжелый танк, который действительно имел целую кучу преимуществ над «Тигром» и тоже 122-мм пушку. Можно не сомневаться, что маршал Жуков добился бы всего, чего хотел. Вот чем был в бою против «Тигров» ИС-2 (вспоминает Александр Фадин, в 1944 году — лейтенант, командир взвода Т-34-76): «Стояли мы в капонирах, вырытых на склоне виноградника. В километре пред нами располагался монастырь. Вдруг из-за каменной стены ограды выползает «Тигр». Остановился. За ним еще один, потом еще. Выползло их десять штук. Ну, думаем, — хана, достанут они нас. У страха-то глаза всегда велики. Откуда ни возьмись, идут два наших ИС-2. Я их в первый раз увидел. Поравнялись с нами, встали. Два «Тигра» отделяются и выходят чуть вперед, вроде как дуэль. Наши упредили их с выстрелом и снесли обоим башни. А оставшиеся — раз, раз и за стену».

Тем более что настоящий ИС-2 в распоряжении автора фильма был: он играл роль «Белого тигра» — понятное дело, сильно «загримированный». Интересно, что для фильма самарской студией «Рондо-С» был создан действующий макет танка «Тигр», оснащенный дизельным двигателем от военного тягача, который позволяет ему двигаться со скоростью 38 км/ч (так же, как и оригинал), и пушкой с приспособлением для имитации выстрела. Однако случилось так, что этот «Тигр» в фильме участия не принимал. Но причины этого — уже другая история...

Но даже если бы был выбран Т-34-85, то того цирка, который нам показывают в фильме, быть не могло потому, что не могло быть. Вот формируется экипаж супертанка — и нам рассказывают об уникальном старшине, который заряжает танковую пушку за 15 секунд. Если бы это была 122-мм пушка, то речь шла бы о хороших показателях. А здесь... 5-6 выстрелов в минуту были совершенно реальными для Т-34-85, тем более что на этого старшину не влияли пороховые газы... Да, рядовые танкисты производили 2-3 выстрела в минуту, но речь идет об экипаже, который для охоты за «Белым тигром» сформирован из лучших танкистов 1-й гвардейской танковой армии генерала Катукова (он тоже фигурирует на экране)! И не мог Катуков дать команду — для проверки боевых качеств экипажа — «уничтожить сарай фугасом». Командарм должен знать, что нет у 85-мм пушки фугасных снарядов, есть только осколочные гранаты...

А еще командир танка не может быть одновременно и механиком-водителем. Последнему очень плохо видно поле боя, он не способен сориентироваться во всем сам и должным образом сориентировать экипаж. Разве что у него феноменальные экстрасенсорные способности. Намек на это в фильме есть, но следовало тупо и прямо проговорить это в камеру — мол, Иван Найденов видит поле боя не через смотровую щель, а с помощью своих суперчувств. Словно Вольф Мессинг (кстати, а почему этот исторический персонаж отсутствует в фильме? Жуков обязательно вызвал бы его для выяснения обстоятельств появления невероятного немецкого танка с помощью парапсихологии).

Следующая бессмыслица: супертанк младшего лейтенанта Найденова бьет по «Белому тигру» бронебойным снарядом. Этим снарядом можно было, конечно, снести башню Pz-ІV, а вот для «Тигра» должны были быть заготовлены подкалиберные снаряды, которые могли пробить значительно более толстую броню.

Наконец, где авиация над полем боя? Где прославленные «штурмовики» с их реактивными снарядами и кумулятивными бомбами? Их можно было поднимать с аэродромов «подскока» или нацеливать из положения «дежурство в воздухе», так как в 1944 году советская авиация уже на равных воевала с Люфтваффе, поэтому под прикрытием истребителей «Илы» могли «подергать хвост» «Белому тигру». Но, похоже, об использовании авиации против танков автор фильма не знал..

Не может режиссер ковыряться в своем носу и вытягивать оттуда то, что сам же зовет «историческими фактами». Можно заполнять фактографические лакуны вымышленными персонажами и событиями, можно вводить созданных тобой героев в ткань прошлого (но только до определенного уровня, потому что иначе выйдет фэнтези), можно делать определенные предположения, но не погружаться в царство идиотизма. А такое погружение у нас перед глазами, в частности, когда майор Федотов говорит, что это, дескать, все по Дарвину, живые существа приспосабливаются к новым условиям существования, поэтому Иван Найденов с его суперспособностями (способностью к контакту с «танковым богом», который едет по небу в золотом Т-34, и умением общаться с танками и получать от них информацию) — это закономерное следствие эволюции. Ау, да это же теория не Дарвина, а Ламарка! Ба, это даже что-то созвучное послевоенному уже бреду «народного академика» Лысенко...

А теперь — в завершение — о заключительном монологе фильма. Не сразу понимаешь, что это — монолог самого Гитлера о том, что, мол, Германия осуществила потайные мечты всех европейских обывателей. Во-первых, дескать, европейцы не любили евреев, во-вторых, они всю жизнь боялись России. Гитлер же поставил цель решить обе эти проблемы, раз и навсегда. И опять говоришь: «Ой»... Вряд ли мог бы Гитлер, который знал множество фактов симпатии к евреям и их спасения (скажем, союзная Германии Финляндия наотрез отказалась внедрить какие бы то ни было санкции против местных евреев), сказать что-то вроде приписанного ему в фильме. Во-вторых, в конце 1943 года россияне — вслед за украинцами — были признаны арийским народом. Что позволило формировать из их числа соединение Waffen SS и даже несколько смягчило режим в лагерях военнопленных. Нужны ли комментарии?

...Однако самым смешным в этом является то, что «Оскара» фильм Шахназарова может получить. Ведь в Америке хватает кинематографистов, которые, скажем так, весьма свободно обращаются с мировой историей (хотя хватает и противоположных примеров); во-вторых, в кинематографическом мире полно публики весьма своеобразных левых взглядов, для которых СССР до сих пор является образцом всех добродетелей. Но мы — не американцы, у нас есть совсем другой исторический опыт.

Понятное дело, нацистские танки — это зло, и главный герой фильма прав — пока где-то существуют воплощения такого зла (например «Белый тигр») — до тех пор существует опасность войны и других ужасов. Но как же тогда быть с советскими и российскими танками, которые не раз подавляли народные выступления и осуществляли акты агрессии против других стран?

Сергей ГРАБОВСКИЙ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ