После долгих каникул депутаты соберутся под куполом. Впрочем, многие парламентарии провели эти летние месяцы в Киеве, под Печерским судом. Непрекращающиеся судебные процессы, перманентные митинги на Крещатике.... Лето было совсем не скучным. Можно сказать, что «мертвого сезона» как такого и не было.
Что ожидает нас этой осенью? Практически все политологи сходятся во мнении, что новый сезон будет жестким и решающим. Украинские власти будут вынуждены определиться с судьбой начатых реформ: пенсионной и земельной. Начнутся баталии по поводу нового закона о выборах в парламент. «Если говорить о серьезных документах, которые планируется принять, то в первоочередном порядке будут рассматриваться вопросы, которые связаны с выборами, и будет стоять вопрос закона «О выборах в Верховную раду», — отметил глава фракции ПР Александр Ефремов.
Похоже, Украина снова вернется к смешанной системе: в новом законопроекте будет 50% по партспискам, 50% — по мажоритарным округам. Впрочем, политолог Дмитрий Выдрин видит в этом некоторый позитив. Мол, впервые за много лет возникает социальный «лифт», который называется «мажоритарный сегмент». «На этом «лифте» кандидаты могут подниматься, минуя партийные списки, партийные офисы и партийные взятки, на самый «верх». Эти выборы вынесут на поверхность много такого, о чем мы не догадывались. Думаю, появится несколько ярких людей из регионов, которые смогут существенно изменить политическую картину. Будем ждать. Это наша надежда на обновление», — считает политолог.
Также отметим, что многие политики, которым угрожает повестка в прокуратуру, могут баллотироваться в Верховную Раду по мажоритарным округам. Среди таких политиков — мэр Киева Леонид Черновецкий и многие представители его «молодой команды». По данным СМИ, экс-секретарь Киевсовета Олесь Довгий якобы уже создает штабы в Днепровском районе Киева, а политик Михаил Бродский ведет работу в Шевченковском районе.
По данным политолога Вадима Карасева, в Харькове, в одном из округов, может завязаться интересная борьба: против экс-губернатора Арсена Авакова («Батьківщина») от Партии регионов могут выдвинуть экс-министра обороны Александра Кузьмука.
А что касается проходного барьера (4 или 5 %), то по этому поводу до сих пор идут дискуссии. Регионалам предстоит решить, насколько важны для них в следующем созыве коммунисты. Не будет ли им одиноко в компании «Батьківщини» и «Фронта Змін»? Ведь пятипроцентный барьер верным ленинцам никак не преодолеть.
Также в новом сезоне ожидают отставок в правительстве — отдельных изменений в составе министров. Главными претендентами «на вылет» называют министра здравоохранения Александра Анищенко и министра образования Дмитрия Табачника. Отставку последнего на прошлой неделе чуть было не спрогнозировал глава Администрации Президента Сергей Левочкин. В СМИ тут же принялись строить гипотезы и версии, обсуждать новые кандидатуры... Но потом выяснилось, что Сергея Владимировича неправильно поняли. УНИАН сделало небольшую уточняющую поправку по поводу своей информации. Всего несколько слов, но смысл новости поменялся на противоположный: «На вопрос, будет ли освобожден министр образования Дмитрий Табачник, Левочкин ответил: «Несомненно, да», имея в виду, что каждый министр, в конце концов, будет освобожден».
Но, судя по всему, первым пунктом осенней повестки дня будет все-таки окончание суда над Юлией Тимошенко. Поговаривают, что приговор может быть буквально на днях. Но если еще две недели назад Тимошенко гарантировано давали тюремный срок от 6 до 8 лет, то сейчас прогнозы изменились, возникли некоторые сомнения в том, каким будет этот приговор. Можно сказать, что некоторым образом сработал европейский фактор.
На прошлой неделе состоялась встреча президентов Украины и Польши — Виктора Януковича и Бронислава Коморовского. Как заявил потом польский лидер, он предупредил Януковича, что процесс Юлии Тимошенко является серьезной преградой на пути Украины к евроинтеграции. Причем предупредил он об этом не только от имени Польши: «Во многих странах процесс воспринимается как политический, а не криминальный. Я ожидаю, что в ближайшее время мы узнаем, как украинская власть решит эту проблему».
В субботу министр иностранных дел Франции Ален Жюппе также подтвердил этот тезис. Мол, «мнение большинства в Евросоюзе», что соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом не вступит в силу до снятия с Тимошенко всех обвинений.
Как известно, арест Юлии Тимошенко спровоцировал настоящую бурю в зарубежных СМИ. Пожалуй, главный вопрос в этой ситуации: насколько важна для Виктора Федоровича реакция мирового сообщества? Очевидно, что во власти немало людей, которые хотят наказать Тимошенко. Пойдут ли они до конца? Будет это условный срок или тюремное заключение? На все эти вопросы ответит осень-2011.
КОММЕНТАРИИ
«У КАЖДОГО БУДЕТ СВОЯ ПРИЧИНА ДЛЯ «ВЕСЕЛЬЯ»
Игорь ГУЛЫК, политический эксперт, Львов:
— Думаю, что осень-2011 будет не менее веселой, чем лето. Вот только у каждого будет своя причина для «веселья». Если власть будет считать основанием для победных реляций обвинительный приговор для Тимошенко и Луценко, то у значительной части граждан Украины будет на это собственный взгляд. Когда же произойдет наоборот и какое-то чудо спасет нынешних заключенных Лукьяновки от тюремных сроков, тогда придется власти проникаться своей судьбой на будущих выборах.
Если режим сможет разрешить проблему МВФовских кредитов, то, понятное дело, для правительства они станут аргументами о надежности отечественной экономики для потенциальных инвесторов. Зато для потребителей коммунальных услуг и газа, для будущих пенсионеров такая победа будет означать моральную и материальную депрессию. А без денег МВФ грустить будут все (вместе вспомним 2008-й).
Если внешнеполитическое ведомство вместе с Президентом дожмет-таки Брюссель по делу заключения соглашения об ассоциируемом членстве в ЕС, то, ясное дело, официальный Киев не будет уставать рассказывать о выдающемся прорыве. И это будет действительно прорывом — трудно отрицать противоположное. Однако покладистость Европы для тех, кто действительно ценит демократию, станет еще одним свидетельством двойных стандартов в подходах к этой же демократии со стороны еврочиновничества.
То есть, по моему скромному мнению, каждый будет радоваться, как умеет. Ничего нового под солнцем не произойдет. Даже приближение выборов в парламент, представляется, станет привычным дежавю для государства, которое еще недавно перманентно жило избирательными гонками. Те же срочные изменения правил игры, те же заявления о вероятных фальсификациях, тот же админресурс, а в результате — Верховная Рада со знакомыми до боли лицами.
Если бы эта осень дала хотя бы минимальный намек на то, что в стране действительно кто-то хочет коренных изменений; что в среде инакомыслящих появятся новые лидеры, не обремененные прошлым; если бы она, эта осень, была последней в смысле беспорядка, который сопровождает Украину вот уже 20 лет, тогда бы, возможно, мы имели бы возможность для общей надежды. А она, конечно, — прекрасный мотиватор для всех.
«ЛЮБОЙ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ХОД ВЕДЕТ К УХУДШЕНИЮ СИТУАЦИИ»
Орест ДРУЛЬ, аналитик Западной аналитической группы, Львов:
— Цугцванг. Если одним словом, то именно так можно охарактеризовать перспективы украинской власти на эту осень. Лучше всего для нее было бы оставить ситуацию без изменений, то есть оставить все приобретенное и без ответственности за это приобретенное. Но «собственность обязывает» — говорит даже украинская Конституция в ст.13, а собственность властных полномочий обязывает еще больше. Путем выборов власть только легализируется в обществе, социальную же легитимность она обретает лишь своей эффективностью. А с этим у нас трудно.
Сначала, как в каждом дебюте, было много разных вариантов развития ситуации. Так много, что могло порождать ощущение «делаю, что хочу», но дальше с каждым неудачным ходом возможность выбора следующих неуклонно сужается вплоть до цугцванга — то есть ситуации, когда любой последующий ход ведет к ухудшению ситуации. Этапным стало неоспоримое (или смерти подобный для лидера сигнал «Акела промахнулся?!») решение Печерского судьи. Россия связала это решение с намеками калужского премьера (который в антироссийской риторике начал конкурировать с Тягнибоком) о стокгольмском суде и обиделась. Европа не поняла независимого украинского судопроизводства и тоже обиделась. Политическую изоляцию власть, может, и пережила бы, но не эти обиды имеют экономическое измерение.
Общее правило: хуже для власти — лучше для оппозиции. Но не для отечественной. Вопреки семантике этого понятия для общества она не выглядит альтернативой существующему положению вещей. И в этом ее основная трагедия. Шанс свой — по вызревающей украинской традиции — оппозиция видит исключительно во властных ошибках. Сможет ли она видеть собственные, то есть, станет ли КОД точкой бифуркации, увидим по тому, будет ли создана исполнительная структура этого объединения. И в этом шанс не только для партий оппозиции, но — как это не парадоксально — и для власти: потому что лишь тогда каждый раз большее общественное недовольство может быть канализировано в политическое русло.
Если же нет — то из законов термодинамики знаем, что при постоянном объеме при повышении температуры увеличивается давление. Общественная температура растет, а все известные каналы выпуска лишней пары власть герметически закупоривает. Следовательно, прорвет в неизвестном и, может, совершенно неожиданном месте. На то, что где-то прорвет, указывает весь исторический опыт, в том числе — новейший. Это вопрос времени. И последствий.
«ВЛАСТЬ НА СЕГОДНЯ НЕ ИМЕЕТ АДЕКВАТНЫХ «МАЯТНИКОВ»
Вадим СЛЮСАР, доцент кафедры философии Житомирского государственного университета имени Ивана Франко, кандидат философских наук:
— Недавние показания в суде бывшего начальника внешней разведки УМВД Алексея Пукача могут серьезно повлиять на дальнейшую судьбу председателя Верховной Рады Владимира Литвина в плане его политического будущего. Относительно остального — жители Украины, с одной стороны, должны смириться, что это власть, а потому должны признать законы, которые она устанавливает, в первую очередь внутренне. Утверждены новые правила игры, пусть они не очень отличаются от установленных на протяжении предыдущих 20-ти лет. Впрочем, власть хочет показать, что это исходит от нее. От оппозиции ожидали определенных действий, а то, что происходило, является закономерным. Поэтому на следующий политический сезон — осень-весна и в конечном итоге парламентские выборы через год — это будет утверждение властью новых законов, новых решений, в частности, в пенсионной и земельной реформе. Оппозиция будет реагировать и имеет два пути — бурная реакция на некоторые предыдущие события по спасению Юлии Тимошенко, или другой вариант, когда найдутся серьезные люди и смогут возглавить оппозицию и структурировать ее. Чтобы это было системное воздействие на власть. За последние пять лет маятник власти постоянно раскачивался — сегодня кто-то при власти, а завтра в оппозиции. В Украине распространен подход — нужно получить прибыль от власти сегодня и большую. Соответственно, мы говорим о политической нестабильности. Назревает проблема — в оппозиции должны признать, что будут находиться в таком положении десятки лет. Можно навязать власти определенные правила, которых она бы придерживалась, но их в данный момент не видит. Оппозиция существенно и кардинально чего-то не предлагает, а необходимо серьезное отношение. Чтобы оппозиция на всех уровнях — и на государственном, и в регионах — постоянно давила на власть, а та воспринимала бы ее как серьезного игрока. Если оппозиция будет структурированной, руководство страны будет вынуждено это делать. Никакая власть сама не захочет уступать свои позиции. Инструмент давления, например, закон «Об обращении граждан». Должен быть закон об оппозиции, который признает права меньшинства и его роль в принятии определенных политических решений.
Что касается плюсов власти, то она умела играть мышцами, но воздерживается от применения силы. Если она на это пойдет, то оппозиция получит такое же право. Тогда невозможно предусмотреть ход событий, и власть может потерять все. Поэтому ее преимущество в том, что смогла удержать все под контролем. Минус в том, что элементом политической системы является обязанность власти видеть потребности граждан и адекватно на них реагировать. Более того, корректировать. Если люди хотят выйти на митинг на День Независимости, то этому нужно всячески способствовать. Но если они при этом хотят требовать освобождения Ю. Тимошенко, то нужно установить диалог и предложить свою модель: за независимость выступайте, а вот с остальным... Власть на сегодня не имеет адекватных, условно говоря, маятников, которые будут измерять настроения народа, — это минус. Будут адекватные решения, таких конфликтов будет меньше, не будет такого беспокойства. У оппозиции плюс в том, что она пытается высказать свое мнение. Но минусом является то, что она неорганизованная. Нужно, чтобы люди увидели, чего она конкретно хочет. Никто реально не отстаивает реальные социальные потребности.
Относительно нового избирательного закона, он должен пройти еще экспертизу Венецианской комиссии. Поэтому должен быть максимально приближен к европейским стандартам. Думаю, что будет возврат к смешанной избирательной системе, чтобы можно было получить представителей от мажоритарных округов. Оппозиция, на мой взгляд, сможет противостоять таким изменениям в данном законе, которые должны облегчить определенные манипуляции. Потому что будет действовать принцип самосохранения, поскольку в данном случае она потеряет все. Под угрозой потери депутатских мандатов ее представители могут организоваться и добиться того, чтобы эти законопроекты не прошли.
Считаю, что частично власть отстоит принятые законы или те, которые она предложит. Она специально ставит высокие планки, чтобы был определенный запас, когда будет давление со стороны народа, оппозиции, тогда в чем-то смогут уступить. Это не только действие власти, но и социальное правило.