Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нужно отвечать!

17 октября, 2001 - 00:00


Как сообщил Интерфаксу вчера заместитель Генпрокурора РФ по южному федеральному округу Сергей Фридинский, российская прокуратура просит украинские власти предоставить материалы объективного контроля за средствами ПВО в день гибели (4 октября) российского Ту-154. Кроме того, Генпрокуратура России просит украинских коллег допросить должностных лиц, в том числе и высших военных чиновников Украины, имеющих отношение к трагическим событиям. А Генпрокурору Украины вскоре придется реагировать...

Вчера Верховная Рада поддержала запрос народных депутатов Григория Омельченко и Анатолия Ермака к генеральному прокурору о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Министерства обороны по факту уничтожения самолета Ту-154, гибели пассажиров, членов экипажа, и привлечении виновных к уголовной ответственности. Как ранее сообщил агентству Интерфакс-Украина заместитель Генерального прокурора Украины, начальник Управления военных прокуратур Александр Атаманюк, вопрос о возбуждении уголовного дела в связи с катастрофой самолета Ту-154 будет рассмотрен Генпрокуратурой только после получения официальных выводов комиссии, расследующей причины трагедии.

Между тем еще в субботу председатель госкомиссии по расследованию причин катастрофы, секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло заявил, что военные эксперты Минобороны России и их украинские коллеги завершили работу по исследованию причин катастрофы. По его словам, ядро взрыва, в результате которого потерпел катастрофу самолет Ту-154, «находилось сверху в 15 метрах от фюзеляжа самолета». «Общая зона разлета осколков боевой части зенитной ракеты составляет 30—35 метров, то есть весь самолет оказался в зоне поражения боевыми частями ракеты», — подчеркнул он.

Словом, согласно выводам военных экспертов РФ, вероятность того, что самолет российской авиакомпании «Сибирь» был поражен ракетой АЗРК С-200, более чем высокая. Тем временем представители украинской межведомственной рабочей группы по расследованию причин катастрофы Ту-154 с вынесением своего вердикта, кажется, не спешат. «Мы и по сегодняшний день не знаем причины трагедии, хотя знаем, что причастны к ней. Мы тщательно разобрались в причинах, но не можем сказать, в чем они заключаются, но они в любом случае не будут похоронены на дне Черного моря», — сказал на пресс-конференции в субботу министр обороны Украины Александр Кузьмук.

Правда, на поверку «поднять с морского дна» оказалось достаточно сложно даже не требующий специального расследования и, вместе с тем, принципиальный вопрос: «Были ли соблюдены все правила безопасности во время проходивших в Крыму учений войск ПВО Украины?» Ни в пресс- службе Минобороны, ни в пресс- службе войск ПВО получить вразумительный комментарий этого не удалось. Официальная позиция ясна — «ждем выводов специальной комиссии». Или же, что следует из заявлений руководства «прославившегося» на весь мир Минобороны: теоретически причиной катастрофы Ту-154 могла стать украинская ракета, практически — «нет», слабо подкрепленное «неизвестно».

Это в общем. Есть и частности. Недавно «День» получил информацию, что полигон, принадлежащий РФ, который столь «успешно» использовали для стрельб наши ПВО, «не сертифицирован» для проведения такого рода мероприятий. «Полигон на котором проводились стрельбы, действительно российский. Сертифицирован он или нет — вопрос к России», — «на свой страх и риск» сообщил «Дню» начальник пресс- центра войск ПВО Александр Евенко. По его словам, не только данные, напрямую связанные с расследованием причин катастрофы Ту-154, но даже ТТХ С-200 и действие механизмов наведения, управления, самоликвидации ракеты до окончательного заключения комиссии запрещено! Согласитесь, такое ограничение полномочий пресс-центра ПВО выглядит несколько странно. Правда, А. Евенко все же сказал «Дню» общеизвестный факт, что «эти ракеты (для АЗРК С-200. — Авт. ) в Украине не изготовляют, они производятся в России». «Ракеты были изготовлены в 1980 году, они технически исправны и могут использоваться еще долгое время», — взвешенно добавил он.

Стоит ли удивляться, что при таком дефиците официальной информации приходится обращаться к неофициальным, хотя, как кажется, достоверным данным. Начнем с главного. Как сказал «Дню» офицер ПВО одной из стран СНГ, не раз принимавший участие в подобных стрельбах, «в СССР учебные боевые стрельбы с использованием АЗРК С-200 проводились в Казахстане (полигон Сарышаган. — Авт. ), поскольку только на этом полигоне зона выполнения стрельб практически не ограничивалась». По словам офицера, прицельная дальность (т. е. возможность «захвата» цели лучом наведения) составляет около трехсот километров. При этом поразить объект в неуправляемом полете ракета может и на гораздо большем расстоянии. Выходит, что в идеале при использовании С-200 ВС Украины (а точнее, их руководство) должно было «обезопасить» воздушное и водное пространства не 150 км прибрежной зоны (как это было сделано), а практически весей акватории Черного моря. Не ясно также, для чего в ходе учений украинских ПВО (которые, по сообщению пресс-службы войск, проводились «на ближнее расстояние») использовали АЗРК С-200, предназначенные для дальнего действия?! Думается, объяснение уже написавшего рапорт об отставке Главнокомандующего ПВО Украины Владимира Ткачева, что, мол, «если система стоит на вооружении, то мы должны из нее стрелять», вряд ли выглядит убедительно. Невольно возникает чувство радости за безядерный статус Украины.

Кроме того, по мнению экспертов, представляется очень вероятным факт, что в случае «совмещения двух целей, подсвечивающий луч локатора наверняка выбрал бы в качестве мишени объект с большей отражающей поверхностью. То есть самолет, а не учебную мишень, отражающая поверхность которой заведомо небольшая». Кстати, как передало www.ng.ru, на дальности в 250— 300 км отметка от цели, имеющей эффективную отражающую поверхность, на экранах индикаторов кабины управления К-2В ЗРК С-200 по своей интенсивности практически идентична с отметками от малоразмерных и маловысотных целей.

Интересно также, что министр обороны Александр Кузьмук признал, что стрельба комплексом С- 200 все же осуществлялась «в направлении азимута, который был пересечен самолетом Ту-154». Правда, министр подчеркнул, что это произошло «за 8—10 минут до момента исчезновения самолета с радаров». Возникает вопрос: «О какой технике безопасности может идти речь, если самолет гражданской авиации пересек линию наведения ракетного комплекса, прицельная дальность которого превышает 270 км (на таком расстоянии, по официальным данным, Ту-154 потерпел катастрофу)?!»

«Все ракеты были оснащены системами самоликвидации», — оправдываются сотрудники Минобороны. Как выяснилось, особенность самоликвидации ракет ЗРК С-200 5В25 заключается в том, что они подрываются при отсутствии отраженного сигнала от цели в приемном тракте головки самонаведения. Только в этом случае на рули ракеты выдается команда «максимально вверх» и носитель смерти «свечей» уходит в верхние слои атмосферы, где, собственно, и происходит его самоуничтожение. В этой связи достаточно спорным является утверждение, что, по всем расчетам Минобороны, ракета упала в море в пределах полигона в 12. 42 по киевскому времени (за две минуты до момента исчезновения самолета Ту-154 с экранов радара). «Правда, ответственный служащий ПВО может обнаружить «подмену» цели. Перевести ракету на ручное управление. Не выпуская ракету из луча наведения сдвинуть его и опустить вниз», — говорит «Дню» компетентный источник в ПВО. Однако даже такой поворот вопроса о безопасности проведения боевых учебных стрельб из ЗРК С-200 в бассейне Черного моря не снимает.

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ