Споры об исторических корнях и соотношении тоталитарных режимов ХХ века (в первую очередь, сталинского и гитлеровского), о путях преодоления их взрывоопасного исторического наследия в наши дни — эти споры, похоже, окончательно покинули узкие рамки академических, кабинетных дискуссий «чистых» историков и стали активным, действенным фактором текущей политики. Ибо необходимо разобраться с минами (часто — замедленного действия), оставленными нам в наследство маниакально жаждавшими власти вождями.
Знаковым событием в этой связи является решение, принятое в среду, 1 июля, комитетом по демократии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, заседание которого проходило в Вильнюсе. В текст резолюции «Воссоединение разделенной Европы: поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в ХХI веке» включено, по инициативе делегаций Литвы и Словении, положение, уравнивающее сталинизм и нацизм и призывающее к решительному международному осуждению преступлений против человечества, совершенных тоталитарными режимами. От России как участника ОБСЕ резолюция, кроме этого, требует отказа от демонстраций во славу советского прошлого и избавлении от структур, «приукрашивающих историю» (явный подтекст здесь — пресловутая «комиссия по противодействию фальсификациям истории», созданная указом президента Медведева). 23 августа — день подписания пакта Молотова-Риббентропа — будет отмечаться как международный День памяти жертв нацизма и сталинизма, говорится в резолюции (мера и политически, и нравственно абсолютно оправданная, только для полной объективности хорошо бы вспомнить и другую дату: 29 сентября 1938 года, день Мюнхенского сговора, толкнувшего Гитлера к агрессии).
В поддержку документа высказались 30 депутатов из 14 стран мира. Следующим шагом станет рассмотрение резолюции на пленарной сессии, после чего она станет официальным документом ОБСЕ. Понятно, что отношение к принятому документу, мягко говоря, крайне неоднозначное; так, высокопоставленные представители России уже выступили с заявлениями, в которых резолюция объявляется «новым политическим демаршем, имеющим антироссийскую направленность», «новым оскорбительным выпадом» и «насилием над историей».
«День» обратился к уважаемым экспертам газеты с просьбой прокомментировать документ парламентской ассамблеи ОБСЕ.
КОММЕНТАРИИ
Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института истории НАН Украины:
— Я считаю, что сталинизма как такового не существует, потому что и ленинизм, и сталинизм объединяется единым понятием «большевизм». То, что Ленин не успел сделать, сделал Сталин. Ленин сделал первый коммунистический штурм, создав командную экономику, а Сталин осуществил второй коммунистический штурм, создав основы коммунистической системы. Роль Сталина в становлении Советского Союза колоссальна, но называть весь этот период сталинизмом нет оснований. Поскольку ничего нового Сталин теоретически не вложил в то, что до него постановил Ленин. Единственное сходство нацизма, большевизма и фашизма заключается в том, что они являются тоталитарными режимами.
Я понимаю, что 2009 год — это очередной юбилей пакта «Риббентропа-Молотова», но считать ответственной за это Россию невозможно. Понятное дело, что большевизм родился в России, но он был поддержан и в Украине, и в других странах. Поэтому, не думаю, что дело дойдет до материальной компенсации с боку России. На уровне культуры наши страны равны. В целом же, решение ОБСЕ подтверждает украинский взгляд на историю. Конечно, у России свое видение истории, но Европа в очередной раз подтвердила свою поддержку Украине.
Владимир ПАНЧЕНКО, доктор филологических наук, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия»:
— Я думаю, что это очень важное событие, потому что сталинизм — это тот случай, когда мертвый хватается за ноги живых. С одной стороны, сталинизм стал, якобы, фактом советской истории, хотя он имеет типологические явления и во многих других посткоммунистических странах, с другой — отойдя в историю, остался в психологии общества. Сталинизм уходит корнями в постулаты марксизма и ленинизма — это логическое продолжение того, что можно прочитать, например, в манифесте коммунистической партии Маркса-Энгельса. Разрешение на террор было дано практикой Владимира Ильича Ленина. Поэтому, на мой взгляд, правильнее было бы ставить в одну плоскость коммунизм и нацизм, а сталинизм является лишь разновидностью этой коммунистической практики.
Для Украины это определенный сигнал и большая моральная поддержка. Мы должны задуматься над своим прощанием со сталинизмом. Ведь, у нас продолжает существовать парламентская политическая сила — Коммунистическая партия Украины, которая ничего, никогда не осуждала. КПУ никогда не отрекалась от сталинизма. А если есть те, которые выбирают в парламент такую партию, то это значит, что сталинизм жив в украинском обществе.