Административная реформа, о которой так долго говорил Президент и его приближенные, осуществляется. Даже как-то удивительно — неужели число ненавистных народу бюрократов все-таки сократят? Как-то неожиданно, что дело до этой реформы так быстро дошло. Впрочем, все объяснимо. Бюджет, формируемый под бдительным надзором МВФ, нужно наполнять. Атака на малый бизнес не удалась, потому приходится изыскивать иные средства пополнения казны. Из всех мер, которые можно придумать, сокращение числа ведомств — самая популярная и правильная, с точки зрения народа. С нее и начинают, дабы подкорректировать пошатнувшийся было имидж президента. Сократив, а, в основном, поменяв местами, чиновников, можно затем заниматься и менее популярными реформами: решительный шаг к улучшению имиджа Президента как «грозы бюрократов» уже будет сделан.
Но главные вопросы, как обычно — в деталях реформы и в ее практике.
БОЛЕЕ ПОЛУМИЛЛИОНА «КРАПИВНОГО СЕМЕНИ»
Статистика свидетельствует, что на 1 января 2010 года в Украине было 637 тысяч чиновников. Естественно, большая часть из них — рядовые исполнители. Стоит ли им опасаться за свои места? И да, и нет. С одной стороны, наиболее безболезненно можно сократить именно их. С другой — принцип делегирования полномочий и максимального перекладывания функций с одной инстанции на другую делает рядовых чиновников главным необходимым звеном управления. Так что сокращение этой самой многочисленной категории клерков будет, но не такое существенное. Тем более, что в регионах ситуация принципиально иная — не все службы имеют там низшие структурные подразделения. Зато имеются свои — районные, городские, областные ведомства. Именно с ними чаще всего сталкивается рядовой украинец. И каждый чиновник при этом воплощает для него весь бюрократический аппарат. И как раз этот провинциальный чиновник обычно ведет себя наиболее нетерпимо и является основным взяткобрателем. По провинциальному чиновничеству, особенно такому, которое пришло после нынешних выборов и «еще не наелось», наши люди судят обо всех управленцах.
Так что сокращения и реорганизации в столичных ведомствах, по сути, ничего нашим гражданам не дадут. Обывателю важно, чтобы сократили число инстанций в его конкретном случае — будь то собес, паспортная служба или отдел усыновления. И если он этих сокращений не увидит, то суть реформы в его глазах будет дискредитирована. А ведь есть еще милицейская и, естественно, налоговая бюрократия, которые вызывают у граждан самые «позитивные» эмоции, и до которой инициативы Президента явно не дошли.
ГДЕ-ТО ОТНИМЕТСЯ, ГДЕ-ТО ПРИБАВИТСЯ...
Что касается предлагаемой реформы в центре, то, если присмотреться, Президент в основном прошелся по среднему бюрократическому звену. Среднему — с точки центральных органов власти. Под удар попали разного рода госслужбы, госдепартаменты и инспекции, которых при каждом министерстве — с десяток. Теперь государственные комитеты и прочие подобные полу- и псевдоавтономные структуры фактически сделали подразделениями министерств. Число последних также сократили. Экс-министр Кабинета министров Анатолий Толстоухов уже заявил, что на уволенных чиновниках государство сэкономит 120 млн. грн.
Среди министерств существовали явные атавизмы советских времен, когда структура управления УССР дублировала общесоветскую даже в мелочах. Так, например, не оправдано существование Министерства промышленной политики, у которого фактически нет реальных управленческих функций. Под большим вопросом была и самостоятельность Министерства экономики, ставшего теперь надстройкой над Тендерной палатой.
Совсем недавно — в 2005 году — был создан Минуглепром. Его существование обусловлено важностью угольной отрасли в нашей державе. Однако и он пал жертвой реорганизации — его присоединили к Минтопэнерго.
Созданное самими же регионалами Министерство жилищно-коммунального хозяйства также упразднено. Его теперь, что вполне логично, объединили с Минрегионстроем.
Министерство аграрной политики поделило несколько былых служб и комитетов с Минэкологии. Так, одним из подразделений Минагопролитики может стать Госкомзем. К экологам уйдут департаменты лесного и рыбного хозяйства, водного хозяйства и ветеринарная служба.
Упразднено и Министерство семьи, молодежи и спорта. Его глава — Равиль Сафиуллин — считался в правительстве близким к Ринату Ахметову и Борису Колесникову. Отныне молодежными проблемами будет заниматься не кто иной, как Дмитрий Табачник.
Как уже сказано, Министерство угольной промышленности присоединили к Министерству топлива и энергетики. Его глава, который вызывал недовольство Виктора Януковича еще весной, теперь отправлен в отставку. Функции министерства промышленной политики, возглавлявшегося еще одним человеком группы Рината Ахметова — Дмитрием Колесниковым — переданы Госагентству по управлению государственными корпоративными правами и имуществом.
Похоже, что по результатам реформ наибольшее количество функций, по сравнению с предыдущим объемом обязанностей, возьмет на себя Государственная регистрационная служба. Она теперь будет регистрировать в государстве все — от недвижимости до политических партий.
Ликвидируется и Гидрометцентр. Его функции частично переходят к Государственной службе метеорологии, геодезии и картографии. К этой же службе перейдут некоторые функции Минприроды и МЧС, а также Государственной службы геодезии, картографии и кадастра.
А вот Государственная паспортная и миграционная служба, согласно реформе, получит функции по контролю, надзору и оказанию госуслуг от МВД и ликвидируемой государственной миграционной службы.
Характерно, что в результате реформы потеряли свои кресла министры, относившиеся к квоте блока Литвина. Самым показательным стало упразднение Министерства транспорта и связи вместе с министром Константином Ефименко. Теперь былое Минтранссвязи преобразовано в Министерство инфраструктуры, в которое также вошли Государственная автотранспортная служба, Государственная авиационная служба, Государственная служба связи и Государственная служба морского и речного транспорта Украины. Весь этот огромный фронт работ будет курировать вице-премьер Борис Колесников, который теперь становится третьим по значимости в Кабмине после премьер-министра и первого вице-премьера — министра экономического развития и торговли Андрея Клюева.
Также потерял свои позиции, причем в этом случае полностью, министр труда и социальной политики Василий Надрага. Все социальные вопросы ушли теперь в кураторство Сергея Тигипко. Таким образом, министерские кресла практически очищены от былых «коалициантов» (если вспомнить и то, что бывший министр экономики Василий Цушко был назначен по квоте Компартии). Из персональных ротаций следует отметить также устранение из власти Михаила Бродского — главы Госкомпредпринимательства, одного из самых ненавистных «героев» второго Майдана. Убрав Бродского, Президент получает овации со стороны тех, кто ждал от него суровых кадровых решений по итогам антиналоговых бунтов. Из сферы кураторства над экономикой убран и Сергей Тигипко. Никакого «вице-премьера по реформам» больше нет. Есть глава блока социальных служб и ведомств, которые традиционно считаются в нашей стране провальными. Неблагодарное место работы, на котором Сергею Леонидовичу явно будет трудиться сложнее, чем в более знакомых макроэкономических сферах, делает его мишенью для критики и потенциальным отставником в любой момент, когда Президент решит, что провалы в сфере соцзащиты нужно на кого-то валить. В сфере предстоящей жесткой пенсионной реформы судьба Тигипко фактически уже предрешена.
В итоге число министерств сократилось незначительно, и главное, неубедительно, если считать, что реформа была призвана уменьшить количество неэффективных инстанций. Вместо 14 министерств стало 10 плюс еще 15 ведомств.
Но если при этом кто-то думает, что скоро на бирже труда можно будет увидеть безработных чиновников, то он очень ошибается: ведь самое интересное в проекте реформы содержится отнюдь не в перечне ликвидируемых ведомств, а в перечне тех, которые создаются на их месте. Когда читаешь текст указа, становится ясно, что службы всего лишь объединяются друг с другом, передавая функции. Да, этим наводится некоторый порядок, но сути процесса нынешняя реформа не меняет. Так что не стоит сокрушаться (или злорадствовать) по поводу тысяч уволенных бюрократов — как заявил Николай Азаров, все они будут трудоустроены.
ПЕРЕМЕНЫ НА ГУМАНИТАРНОМ ФРОНТЕ
Особо следует сказать о реформе в сфере управления гуманитарной политикой. Эта сфера для регионалов традиционно неприоритетна. Самое печальное, но ожидаемое событие — сохранение Дмитрия Табачника на посту. Мало того — его полномочия расширились и фактически стали равны вице-премьерским, но без приставки «вице». Он теперь будет курировать, кроме образования и науки, еще и молодежь и спорт, отвечать за вопросы интеллектуальной собственности и руководить былым ВАК. К тому же, учитывая тот факт, что Институт национальной памяти переходит под юрисдикцию Кабмина, наверняка его деятельность будет входить в сферу управления Табачника. Что равняется медленной и жестокой смерти этого учреждения.
Конечно, подчинение ВАК Министерству образования было логичным, равно как кураторство молодежными вопросами. То есть, с точки зрения сути реформы, вопросов как бы нет. Но с учетом того, что Табачник выполняет в правительстве идеологическую миссию, его работа может завершиться одним из двух итогов — либо тотальным провалом из-за фактического бойкота и саботажа со стороны интеллигенции и студенчества, либо «переломом через колено» мировоззренческих ценностей этих двух «проблемных» для власти социальных групп.
Остался в своем кресле и министр культуры Михаил Кулиняк. При этом он потерял, в отличие от Табачника, часть полномочий — туризм у него отобрали и предали в ведомство Бориса Колесникова. Зато в новые функции Минкульта теперь входит курирование вопросов межнациональных отношений, нацменьшинств и религии — былой Госкомитет по делам религий, наследник советских времен, ликвидирован.
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ...
Как видим, эффект от административной реформы, которую правильнее было бы назвать именно «оптимизацией», и не более того, ожидается весьма относительный. Президент «скинул балласт» в лице некоторых второстепенных министров, руководствуясь более всего политическими соображениями и личными антипатиями. Между основными группами влияния в Кабмине соблюден внешне очень «красивый» баланс, которым глава государства вправе гордиться. Однако, по сути, новая реформа является очередным перераспределением «больших потоков» в пользу лиц, олицетворяющих этот баланс. Эти лица оставлены вице-премьерами. Остальные министры становятся как бы вторичными, сугубыми исполнителями. Янукович не может более «заносить хвосты» старой кабминовской машине — ему нужно, наконец, оправдать мнение о своем правительстве как о «команде профессионалов». Правда, личное мнение Президента о том, кто является профессионалом, какова его истинная польза Украине, может не совпадать с объективной оценкой работы, но Президент вправе взять на себя ответственность за этот кадровый состав Кабмина. Ведь он теперь — единственный, кто все решает в стране, с учетом полномочий, дарованных ему Конституцией 1996 года.
Вместо одних институций создаются другие, часть чиновников уходит на пенсию, и отнюдь не маленькую (нагрузка на Пенсионный фонд), остальные же просто перемещаются в новые кресла. Кому-то при этом, может, даже урежут зарплату. Все равно они не с нее живут. Кто-то может и потерять свои нынешние полномочия, но это уже — проблема отдельно взятых людей. В целом суть реформы простому гражданину не ясна и облегчения ему не несет. Цифра экономии в 120 млн. грн. звучит «мощно», но она не подтверждается ничем, и куда пойдут эти деньги, если они есть — неведомо. Подозреваем, что в очередной «стабфонд», а понятие это размыто, — то есть деньги направятся далеко не к «каждому украинцу».
Заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова уже признала, что по количеству чиновников Украина опережает чуть ли не всю планету. «У нас 8,4 чиновника на 1000 жителей Украины... В Польше — 3,5, в США — 4,5, то есть по количеству чиновничьего аппарата мы впереди планеты всей», — сказала она. 60 миллиардов гривен ежегодно уходит на чиновничий аппарат. От таких признаний захватывает дух, однако возникает резонный вопрос — не являются ли эти цифры лишь пиар-акцией с целью улучшить имидж Президента? Пока реформа не дойдет до местного уровня и пока общение рядового жителя страны с чиновником не будет сведено к минимуму (желательно, чтобы оно происходило еще и заочно), вожделенного «спасибо» главе государства гражданин не скажет.
КСТАТИ
«Грузинские реформы и их результаты уже стали объектом придирчивого внимания аналитиков. Скорость социально-экономических трансформаций в сочетании с высокой эффективностью при слишком неблагоприятных стартовых условиях позволяет вести речь об уникальном опыте, который могут использовать другие страны мира.
Параллельно с решительным наступлением на коррупционеров началась зачистка чиновнического аппарата от скомпрометированных представителей прошлого. Тотальное изменение элиты происходило на всех уровнях. Новая власть логично решила, что попытка ментальной трансформации старой элиты является безнадежной. Поэтому отдала преимущество не так называемым профессионалам, которые профессиональны разве что в разворовывании почти пустой казны, а неискушенным и молодым специалистам.
По словам Саакашвили, молодой человек, при желании, быстро повысит свой интеллектуальный уровень. Перевоспитывать же выходцев из прошлого — дело почти безнадежное.
В итоге, в современном грузинском правительстве только два министра старше 40 лет. Генеральным прокурором страны была назначена 28-летняя Ника Гварамия, а заместителем министра внутренних дел стала 31-летняя Эка Згуладзе. С «ворами в законе» успешную войну провел нынешний министр обороны Грузии Бачо Ахалая, который в прошлом возглавлял департамент выполнения наказаний.
Эти молодые люди, в отличие от прежних министров, не были обременены связью с прошлым. Их не интересовали тайные договоренности, влияния или обязательства перед кем-то. У них не было авторитетов, которых запрещено трогать. Они просто сделали свою работу, которую должны были сделать их предшественники, если бы придерживались требований закона и имели политическую волю.
В марте в 2005 г. в Грузии была принята программа дерегуляции экономики. Саакашвили замечательно понимал, что препятствием на пути развития бизнеса и качественного улучшения эффективности работы чиновников является громоздкий государственный аппарат.
Поэтому реформаторы сократили количество министерств с 18 до 13, количество государственных служб — с 52 до 34. Было осуществлено масштабное сокращение персонала министерств — на 35%, а количество чиновников в общественном секторе уменьшились на 50%. Следствием люстрации стал существенный рост зарплат у госслужащих, которые теперь получают, в среднем, около 450 долларов.
В то же время, серьезное сокращение госаппарата обернулось радикальным улучшением качества работы. Реформаторы исходили из того, что успешно выполнять свои функции по управлению страной может лишь небольшой, но мобильный чиновнический штат, который понимает проблемы простых граждан».
«Рецепт успешных реформ от Саакашвили»