Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О честной цене, с которой все начинается

15 марта, 2005 - 02:25
ДЖО СПЕТРИНИ / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Время от времени в разных странах инициируются антидемпинговые процессы против украинских производителей, которые почти невозможно выиграть только из-за того, что Украина до сих пор не признана ни ЕС, ни США страной с рыночной экономикой. В апреле Президент Виктор Ющенко должен посетить Соединенные Штаты Америки. Не исключено, что во время этого визита Украина уже во второй раз официально обратится к США с заявлением о предоставлении ей такого статуса. Когда можно надеяться на ответ? Чтобы проинформировать украинское правительство по этому вопросу, в Киев прибыла делегация министерства торговли США во главе с исполняющим обязанности заместителя министра Джо Спетрини. Он — ведущий переговорщик США по правилам ВТО, отвечает за мониторинг и поддержание диалога с иностранными правительствами в вопросах применения торгового права. В конце прошлой недели «День» принимал участие в беседе с господином Спетрини. Ее специалист, конечно же, начал с цели своего визита в нашу страну.

— С появлением нового украинского правительства нам приходится решать вопрос, оставшийся еще со времен распада Советского Союза. Речь идет о том, можно ли по американским законам (с точки зрения антидемпингового законодательства, компенсаторно-таможенного законодательства и законодательства по субсидиям) считать украинскую экономику рыночной. Хотя это очень узкий технический вопрос, он чрезвычайно важен для постсоветских стран — Украины, России, Казахстана и других, — чтобы они были признаны Соединенными Штатами странами с рыночной экономикой. Так что давайте определимся с тем, что же такое на самом деле демпинг и применяется ли в этих странах антидемпинговый подход. Речь идет о цене товара: является ли она честной? Для этого стоит сравнить расходы на изготовление определенного товара в Украине и его цену с ценой такого же товара в Соединенных Штатах. Если есть несоответствие, то мы подходим к этому, как к попытке демпинга. И есть еще одно условие, при котором против такого импорта, который ввозится с нечестной конкуренцией, предпринимаются какие-то меры — если наша Комиссия по международной торговле пришла к выводу, что этим причиняется ущерб американской экономике и американским производителям. Все это соответствует правилам ВТО — организации, в которую Украина намерена вступить. И тогда она будет подходить к этим вопросам так же, как сегодня к ним подходим мы. Некоторые трения по этим вопросам между США, Канадой и новыми независимыми странами возникли сразу же после распада СССР. Честно говоря, корнями этого часто была не столько практика украинских компаний, сколько то, что компании некоторых развитых стран, как говорится, «подсели» на то, чтобы покупать продукцию в Украине по чрезвычайно низким ценам, которые образовались из-за проблем и неурядиц, существовавших здесь в то время. Цена была настолько низкой, что буквально выбивала почву из-под ног американских производителей. Один из наиболее ярких примеров этого — продажа продукции металлургической промышленности Украины, которая на то время потеряла значительную часть собственного внутреннего рынка. Из-за упадка промышленности украинскую сталь дома не покупали, и возникала потребность продавать ее на внешнем рынке, причем очень дешево. Из-за этого возникали проблемы. И это был классический случай. Нечто подобное происходило и в других отраслях, в частности, в производстве удобрений. Это создавало проблемы и для США, и для Украины. И тогда, когда мы поняли, благодаря чему образуются такие огромные демпинговые разрывы — виноваты здесь оказались посредники — мы решили не вводить огромные компенсаторные пошлины, а проводить переговоры, чтобы решать конкретные проблемы. Некоторые из заключенных тогда соглашений действуют и до сих пор. А вот украинскому правительству было довольно трудно объяснить своим производителям, почему к ним применяются санкции на зарубежных рынках. И этот вопрос постоянно возникал в ходе различных двухсторонних контактов, включая еще комиссию Кучма — Гор. И вот теперь у вас есть новое правительство — прогрессивное, имеющее амбициозные планы по поводу экономического роста, и оно на очень высоком уровне обратилось к нашему правительству с просьбой снова обсудить вопрос о получении Украиной статуса страны с рыночной экономикой.

— Допускаете ли вы, что США могут изменить свое мнение о демпинге со стороны Украины и согласиться с тем, что в нашей стране просто такие реалии: дешевая электроэнергия, рабочая сила?

— Многие эксперты, и даже люди в нашем правительстве думают так же. Именно поэтому они и хотят добиться реклассификации Украины — от страны с нерыночной экономикой к предоставлению ей рыночного статуса. Да, мы приезжаем и оцениваем, сколько стоит в данной стране тонна металла, изучая все составляющие — трудозатраты, стоимость энергоресурсов и сырья. Мы сравниваем уровни затрат в исследуемой стране с теми, которые имеют страны с рыночной экономикой, находящиеся на таком же уровне развития. Предварительно наши юристы и экономисты должны изучить ситуацию в украинской экономике и прийти к выводу о том, как мы должны осуществить этот переход. По американскому законодательству есть шесть конкретных критериев, которые нужно оценить, чтобы сделать соответствующие выводы. Продуктом наших экономистов будет довольно большой трактат о том, действительно ли при таких-то условиях и определенных уровнях цен именно рыночные факторы определяют окончательную стоимость товаров украинских производителей.

— Почему этим делом решили заняться лишь сейчас? Ведь Украина подавала заявку на изменение статуса довольно давно.

— Действительно, этот вопрос обсуждается много лет... Однако официальной заявки, чтобы начать этот процесс, долго не было. Она поступила только в 2001 году. Этому есть определенная, достаточно уважаемая причина. Россия обратилась с такой заявкой в 1995 году. Тогда мы провели такой анализ, но результат был неблагоприятным для заявителя. Да, в экономике России тогда уже произошли изменения, но цены и производственные затраты, которые можно было найти в документах российских производителей, не были достаточно надежными, чтобы можно было на них полагаться, вычисляя рыночную стоимость. И это отложило разрешение этого вопроса для российского правительства на семь лет. В юридическом мире, когда пишется такое обстоятельное исследование экономики, и его вывод негативен и свидетельствует о том, что мы не имеем достаточных оснований для того, чтобы считать экономику достаточно свободной и рыночной, то это становится достоянием общественности. В данном случае мы смогли вернуться к этому анализу только в 2001 году. Работа заняла девять месяцев. И только тогда мы смогли изменить категорию России и признать ее рыночной страной.

— Действуют ли здесь политические факторы?

— На самом деле, нет. Это все факторы экономического анализа. Единственный случай, когда политика все-таки играет роль, это в случае, если недостаточно свободное обращение товаров и регулирование цен является результатом сознательной политики правительства. Но в итоге это тоже экономические основания. Итак, в 2001 году, приблизительно в то время, когда мы работали над российским анализом, Украина также обратилась с официальным запросом, и мы начали эту работу и вели ее также в течение девяти месяцев. Но в отношении Украины у нас оставались определенные сомнения. Поэтому мы тогда ответили вашему правительству, что, возможно, лучше было бы действовать не так, как с Россией, когда мы официально завершили анализ и сообщили о негативных результатах. Украинская сторона решила отложить завершение анализа — взять паузу и не идти на риск того, что вопрос может быть отложен лет на семь. Таким образом, сегодня украинская сторона раздумывает над тем, обращаться ли с просьбой о продолжении начатой ранее аналитической работы. А мы к ней готовы, поскольку собрали немало аналитической информации, ознакомились с данными и выводами международных финансовых организаций в отношении Украины, с украинским законодательством, регулирующим бизнес-сферу, учли изменения, которые произошли в этом поле и в реальном экономическом секторе. Ведь нам, конечно, не подобало бы начинать с чистого листа.

— Как воспринимается в этом смысле стремление Украины стать членом Всемирной торговой организации?

— Американское правительство очень радо тому, что Украина твердо намерена как можно быстрее присоединиться к ВТО. Это прекрасно. У вашего Президента многолетняя репутация сторонника рыночной экономики, он знает, что Украина должна опираться именно на рыночные силы, и это хорошо и для экономики, и для украинского народа.

— Существуют ли сейчас еще какие-то барьеры для получения Украиной статуса страны с рыночной экономикой?

— Статус страны с рыночной экономикой имеет значение только в контексте антидемпингового законодательства.

— Не могли бы вы подробнее рассказать о тех шести критериях, по которым определяется возможность предоставления стране рыночного статуса?

— (Отвечает член делегации господин Нортон) Я был задействован в анализе, который раньше выполнялся в соответствии с обращением Украины. Весь этот процесс, а также и эти шесть факторов прописаны в американском законодательстве. Первый — насколько может быть конвертируемой валюта страны. Второй — имеют ли место свободные соглашения между рабочей силой и работодателями относительно стоимости труда. Третий — уровень открытости страны для прямых иностранных инвестиций. Четвертый — уровень государственной собственности на средства производства. Пятый — правительственный контроль за ценами и распределением ресурсов. И последнее — также другие соответствующие факторы, которые могут отличаться от страны к стране.

— Может ли входить в раздел «другие» реприватизация, которую сейчас можно наблюдать в Украине?

— Да. У нас осуществляется открытый процесс, в ходе которого все заинтересованные стороны могут давать свои комментарии. И то, о чем вы сказали, также может быть поднято любой стороной в этом процессе с тем, чтобы быть учтенным в этом шестом факторе.

— (Г-н Спетрини) Вскоре после того, как к нам поступит заявление правительства Украины, мы сделаем свое заявление о начале его рассмотрения. И это заявление является сигналом для любой заинтересованной стороны: она может участвовать в этой работе и сделать в анализ свой вклад. Тогда и правительство Украины, Министерство экономики подадут нам подробные данные о том, почему Украина соответствует требованиям к рыночным государствам по шестому критерию. То есть самая первая информация о том, что экономика Украины функционирует на рыночных основах, будет исходить от правительства. И, наверное, оно должно представить также аргументацию о том, почему, согласно американскому законодательству, поданные доклады Украины должны содействовать ее признанию рыночной страной. А тогда и другие стороны могли бы представить свои соображения. Например, активными участниками предыдущего обсуждения ситуации в Украине были американские отрасли промышленности, не заинтересованные в том, чтобы Украина получила рыночный статус. Это были, в частности, производители удобрений и металлургической промышленности. Мы допускаем, что сейчас могут появиться и новые участники этой дискуссии. Среди них могли бы быть крупные трейдерские компании, которые представили бы свои соображения о реальности бизнес-кондиций или святости контактов, как это принято во всем мире. Вероятно, попросили бы слова и многонациональные компании, которые имеют свой бизнес в Украине, и, безусловно, были бы на ее стороне.

Мы видим, что украинские должностные лица с большим энтузиазмом подходят к этому вопросу, тем более, что в Украине происходят позитивные изменения, быстрый экономический рост, и они хотели бы, чтобы эта работа была возобновлена.

— Может ли такая заявка быть подана во время визита нашего Президента в Вашингтон в апреле? И как быстро американская сторона может ее рассмотреть?

— Чтобы ответить на подобные вопросы, которые нам задают очень часто, мы сюда и приехали. Есть несколько юридических подходов. Один из самых простых — сделать запрос, обосновывая его изменением обстоятельств, и попросить пересмотреть сделанный ранее анализ. Если так, то мы попытаемся сделать свое дело как можно быстрее (по закону на это отводится не более 270 дней), возможно, на это уйдет несколько месяцев, а может и все 270 дней. Это зависит от количества информации, которое нам придется анализировать, и от того, сколько заинтересованных сторон будет участвовать в обсуждении. Не исключаем, что украинская сторона использует свое право на открытые общественные слушания. Она сейчас очень тщательно взвешивает различные возможные подходы к этому вопросу. У нас сложилось впечатление, что в том случае, если такое решение будет принято, это будет очень тщательно подготовленное обращение. Уже создана соответствующая рабочая группа под эгидой Минэкономики.

— Возможно ли получить статус страны с рыночной экономикой еще до вступления Украины в ВТО?

— Это вещи абсолютно не связанные. Этот вопрос также никак не связан с подписанием протоколов, которые открывают путь к вступлению в ВТО.

— А как корреспондируются процессы предоставления рыночного статуса в Европе и в Соединенных Штатах? Если Украина получит рыночный статус в Европе раньше, чем в США, не скажется ли это на американской позиции?

— У нас существует тщательно и подробно разработанная система критериев, по которым определяется рыночность. У европейцев свои законы и нормативы. Одно из серьезных отличий: в США существует так называемая бинарная система, то есть страна либо рыночная, либо нет. В Европе — три категории: рыночная, нерыночная и переходная экономики. Соответственно, там различные правила в отношении этих стран. Но в Америке эти критерии работают независимо от того, какие они в других странах. Единственное, что я могу к этому добавить, это то, что в случае, если ВТО выявит какие-то нарушения правил по антидемпингу или субсидиям, то она может отменить национальные решения о признании той или иной экономики рыночной. Это, между прочим, одна из причин, почему основные торговые партнеры хотели бы видеть индустриально развитые страны, такие как Украина, в числе членов ВТО. Поскольку нам подходит, чтобы все наши основные торговые партнеры были связаны одним набором правил. И Украине, с точки зрения антидемпинговой процедуры, очень выгодно быть членом ВТО. Это позволяет частным компаниям надеяться на защиту этой организации в том случае, если, по их мнению, США или другая страна нарушают антидемпинговый кодекс ВТО, или кодекс по субсидиям.

— Почему Соединенные Штаты до сих пор медлят с отменой поправки Джексона—Вэника в отношении Украины?

— Я не являюсь компетентным должностным лицом для обсуждения этого вопроса.

— А ваше личное мнение?

— Единственное, что я могу сказать: здесь абсолютно очевидно, что этот шаг должен сделать Конгресс Соединенных Штатов. И его нужно убедить в этом.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ