Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О «равных» и «более равных»

Будет ли сохранен в стране межконфессиональный мир?
15 декабря, 2010 - 19:37
«АКСИОМА» / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

«Для Украинского государства все церкви и религиозные организации равны и в то же время родные... Разделение народа по религиозным, национальным или языковыми признаками является тяжким грехом», — эти слова Президент Украины Виктор Янукович сказал во время выступления на заседании Общественного гуманитарного совета в мае этого года.

К сожалению, факты говорят обратное. Украинская православная церковь Киевского патриархата приводит как пример скандальные события относительно отстранения руководством Киевского спецкомбината ритуальных услуг духовенства КП от свершения обряда похорон. Речь идет о том, что руководитель спецкомбината Алексей Горовый получил от управляющего делами УПЦ МП архиепископа Митрофана письмо, в котором выражается обеспокоенность тем, что на кладбищах Киева «появились лица, которые выдают себя за священнослужителей Украинской православной церкви, которые отпевают и совершают обряд поминания». Оказалось, что список этих лиц составляют священники КП.

Это письмо в УПЦ КП считают примером разжигания религиозной вражды. Резолюция на письме руководителя управления ритуальных услуг г. Киев Алексея Горового звучит следующим образом: «К сведению и использованию в работе». Также приводится пример, когда на Лукьяновском кладбище храм, который строился для общины Киевского патриархата, по распоряжению киевского руководства был передан Московскому патриархату. Последний отбрасывает все обвинения, заявляя, что Киевский патриархат является неканоническим, потому все его таинства, которые осуществляются священниками УПЦ КП, недействительны.

Кстати, недавно депутаты Киеврады выделили 11 млн. гривен на строительство в Киеве Свято-Воскресенского кафедрального собора Украинской православной церкви Московского патриархата. Около станции метро «Лыбидская» УПЦ МП уже начала строить самый высокий в Европе православный храм Святого Воскресения высотой 120 м. Этот крупный комплекс в 22 тыс. кв. м, в котором, кроме собора на 5 тысяч прихожан, проектировщики запланировали резиденцию митрополита, многочисленные офисы, гимназию, духовно-просветительский центр, гостиницу для паломников, телестудию, конференц-зал на тысячу мест, спорткомплекс и подземный паркинг на 126 мест.

Недавно УПЦ КП заявила о начале рейдерских атак на свои приходы в Донецкой области. В своем видеообращении к Президенту Украины Архиепископ Донецкий и Мариупольский УПЦ КП Сергей отмечает, что 6 декабря приход церкви Вознесения Господнего в селе Каменка Тельмановского района Донецкой области был подвержен рейдерской атаке — и это уже вторая попытка сторонников русской церкви отобрать у украинцев культовое здание.

К Виктору Януковичу раньше обращалась и Украинская греко-католическая церковь. Главу государства просят обратить внимание на заявление пресс-службы Одесской епархии УПЦ МП, в которой Митрополит Одесский и Измаилский Агафангел призывает власть не допустить строительства единственного в городе греко-католического храма. «Происходят странные вещи, когда нам запрещают строить свои храмы там, где этот храм нам нужен. В Одессе есть наши люди, греко-католики, которые нуждаются в храме и имеют право на это. Нас очень обеспокоило это обращение, будто только одно вероисповедание имеет право», — прокомментировал ситуацию глава УГКЦ Блаженнейший Любомир (Гузар). Синод епископов УГКЦ призывал Президента Украины не допустить разжигания межконфессиональной вражды.

Украинская автокефальная православная церковь также жалуется. Нововыстроенный храм на Теремках в Киеве у нее отобрали и передали к УПЦ МП. Представители УАПЦ, которые начинали строительство, объяснили ситуацию тем, что их спонсор вступил в Партию регионов. Как рассказал настоятель церкви Бориса и Глеба отец Юрий Бойко, который был инициатором возведения нового храма, спонсор строительства — бизнесмен Игорь Лысов — вступил в Партию регионов, а вскоре поставил религиозную общину перед фактом: или переходите в Московский патриархат, или теряете храм. Все как в бизнесе и политике.

Следовательно, выходит, что для Украинского государства не все церкви равны и родные. В соответствии со ст. 24 Конституции Украины, «граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом», а, следовательно, «не может быть привилегий или ограничений по признакам... религиозным и другим убеждениям». К сожалению, межконфессиональный мир, который утвердился в Украине за последние годы, нарушается. Опять возвращаются времена обвинений церквями друг друга, борьба за храмы, церкви... И не дай Боже, чтобы это переросло в открытую вражду, ведь последствия в таком случае будут непредсказуемыми. Поэтому, возникает вопрос — кто несет ответственность за такое развитие событий? Да, есть утверждение и это записано в Основном Законе Украины, что церковь отделена от государства. Но не секрет, что в украинских реалиях это далеко не так. Доказательством могут служить хотя бы последние местные выборы. К тому же, недаром лидеры украинских церквей часто обращаются к главе государства с просьбами разобраться в ситуации и гарантировать выполнение положений Конституции.

Ниже подается сокращенный текст — Открытое письмо Священного Синода УПЦ Киевского Патриархата Президенту Украины:

Глубокоуважаемый Виктор Федорович!

Священный Синод Украинской православной церкви Киевского Патриархата этим письмом подтверждает вам, как Главе Украинского государства, свое уважение, и желает привлечь ваше внимание к отдельным тенденциям развития государственно-церковных отношений в Украине, которые вызывают обеспокоенность, создают условия для нарушения прав верующих и являются причиной усиления межконфессионального напряжения, которое может превратиться в открытое противостояние.

С грустью вынуждены отметить, что ни Священный Синод, ни Предстоятель Киевского Патриархата до сих пор не получили ни одного ответа на свои письма, посланные вам соответственно 14 мая и 29 июня 2010 г. Так же остались без ответа и выраженные в них предложения относительно последующего развития государственно-церковных отношений. К сожалению, это же касается и писем в ваш адрес от Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций (ВСЦ и РО), в состав которого входит и Киевский Патриархат.

На этом фоне несоответственно к определенному законодательством и заявленного властью принципа равного отношения ко всем конфессиям есть тот факт, что за последние девять месяцев из числа религиозных деятелей состоялись многочисленные встречи Главы государства только с Патриархом Московским Кириллом, Предстоятелем УПЦ (МП) Митрополитом Владимиром, а также одна встреча со Вселенским Патриархом Варфоломеем.

К сожалению, должны констатировать, что в последнее время резко снизился общий уровень взаимоотношений органов государственной власти с Киевским патриархатом — значительная часть направленных к ним писем или остается без ответа, или ответ на них является формальным. Есть случаи, когда письма от Киевского патриархата даже отказываются принимать. В то же время мы видим, что Московский патриархат в Украине находится в абсолютно другом положении — значительная часть его просьб удовлетворяется.

Учитывая недавние изменения в Конституции Украины, усиления роли Президента Украины и исключительную важность и специфичность государственно-церковных отношений в нашей многоконфессиональной стране, кажется справедливым, если бы в результате учрежденных вами структурных изменений в органах государственной власти роль органа, ответственного за государственно-церковные отношения и за формирование профессиональной и компетентной политики государства в религиозной сфере, не снижалась бы, а была бы усилена и возвышена до уровня Президента и Кабинета Министров Украины.

Вызывают обеспокоенность настойчивые попытки внести принципиальные изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». В Украине нет доминирующей конфессии, а три наибольших Церкви в нашем государстве — Киевский патриархат, УПЦ (МП) и УГКЦ — исторически сложились непростые отношения. Именно на базе действующего закона путем совместных усилий государства и церквей удалось погасить острые конфликты и силовое противостояние, которыми были обозначены межконфессиональные отношения в первой половине 1990-х годов. Однако конфликты остаются окончательно нерешенными, а потому любое принципиальное изменение в законодательстве, в частности — изменение критериев регистрации и получения статуса юридического лица, неминуемо приведет к возобновлению силовых конфликтов.

Невзирая на высокую общественную роль религии, в Украине до сих пор отсутствует законодательный документ, который бы ясно и публично определял основы политики государства в религиозной сфере. Проект такого документа под названием «Концепция государственно-церковных отношений» еще в 2004 году был подготовлен совместными усилиями основных конфессий и экспертами, неоднократно был поддержан ВСЦ и РО. Но его рассмотрение постоянно «тормозится», и перспектива его принятия остается неопределенной. Остается нерешенной и проблема возвращения конфессиям национализированного советской властью религиозного имущества. Подготовленные проекты соответствующего закона являются несовершенными и вызывают больше вопросов, чем дают ответов.

В течение последних девяти месяцев мы с грустью отмечаем рост количества проявлений негативного отношения представителей власти к Киевскому патриархату, прямого или опосредствованного вмешательства в церковные дела.

Не получили надлежащую оценку действия правоохранительных органов, которые 27—28 июля 2010 г. препятствовали приезду верующих Киевского патриархата на празднование Дня Крещения Киевской Руси. По настоянию представителей Московского патриархата было отменено уже принятое решение о предоставлении разрешения совершать общине Киевского патриархата богослужения в Вознесенском соборе г. Переяслав-Хмельницкий, хотя эта община просит о предоставлении возможности служить в этом храме уже свыше 15 лет, и такое разрешение уже было подготовлено и подписано.

В 2010 г. во время многочисленных визитов предстоятеля Киевского патриархата в области Украины ни разу не состоялась его встреча с главами областных государственных администраций, в том числе были отменены даже те, о которых была предварительная договоренность. Такой систематический отказ от встреч является странным, если учесть, что во время каденций трех ваших предшественников такие встречи были традиционными. Создается впечатление, что главы ОГА или получили указание воздержаться от встреч, или таким способом хотят показать свою лояльность к другой конфессии.

С каждым месяцем увеличивается количество сообщений о том, что представители местной власти — на уровне районных администраций и ниже — проводят встречи с духовенством Киевского патриархата, во время которых предлагают им переходить в Московский патриархат. В частности, такие случаи зафиксированы в Донецкой, Луганской, Киевской, Винницкой и других областях. Сначала это казалось местной инициативой, но рост количества сообщений вынуждает делать вывод о систематичности этих, очевидно, незаконных акций и их согласовании на более высоком уровне.

Возмущение и обеспокоенность вызывают события в селе Каменка Тельмановского района Донецкой области.

Мы с большой тревогой отмечаем, что последующее развитие подобных событий на Донбассе или в других областях Украины, где доминирует Московский патриархат, может вызывать соответствующую реакцию в других регионах. Уже долгое время Киевский патриархат сдерживает радикальные предложения политиков и общественности относительно украинских святынь на Западе Украины, которые находятся в настоящий момент в руках Московского патриархата. Но если силовые и рейдерские действия относительно приходов Киевского патриархата на востоке Украины не прекратятся, мы не сможем сдержать возмущения наших сторонников на западе. Кто тогда будет гарантировать спокойное существование, например, Почаевской лавры?

Нужен ли Украине, нашему государству, народу, церквям новый виток конфессионального противостояния? Категорически — нет!

Возмущение и тревогу вызывает распоряжение руководителя Управления ритуальных услуг в Киеве А. Горового.

Приведенные факты — лишь часть общей картины.

Глубокоуважаемый Виктор Федорович!

Искренне надеемся, что мы получим ответ на это и предыдущие наши обращения, что государство пересмотрит свое отношение к вопросам взаимоотношений с религиозными организациями и будет во всех своих действиях руководствоваться законодательным принципом равенства всех конфессий, не выделяя лишь одну из них.

С уважением, по поручению Священного Синода
Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата,
ФИЛАРЕТ, Патриарх Киевский и всей Руси-Украины

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ЖИЛЮК, заведующий кафедрой религиоведения Национального университета «Острожская академия»:

— Межконфессиональная стабильность в Украине в предыдущие годы удерживалась за счет поддержки на официальном уровне, главным образом, президентом Виктором Ющенко УПЦ Киевского патриархата. Хотя, местная власть в восточных, южных, даже центральных регионах предоставляла преимущество УПЦ Московского патриархата. В настоящий момент, когда к власти пришла команда Виктора Януковича, Московский патриархат имеет поддержку и на государственном уровне. Поэтому на сегодня сложилась ситуация не в пользу национальных интересов, не в пользу Украины.

Известно, что подавляющая часть церковных приходов в Украине принадлежат УПЦ МП. Они являются доминантной силой. Если мы соглашаемся на такой статус-кво, который полностью устраивает Русскую православную церковь, значит, мы перестаем бороться за свои национальные интересы. Если же нет, выходит, что мы нарушаем межконфессиональный мир. То есть созданы такие условия, когда всячески поддерживается развитие Московской патриархии, а кто с этим не согласен и выступает за развитие украинской самостоятельной церкви, оказывается нарушителем межконфессиональной стабильности. После этого в МП будут основания заявить, что, мол, УПЦ КП или какая-либо другая нарушают межконфессиональный мир в Украине. То есть акценты преднамеренно смещаются. В такой ситуации должна быть ответственность власти.

К сожалению, у нас с 1991 года законодательство, регулирующее государственно-церковные отношения, не изменяется. Ситуация уже давно изменилась, а законодательство — нет. Почему? Потому что оно устраивает УПЦ МП, то есть РП. Оно дает возможность Московской патриархии развиваться, утверждаться, распространять свое влияние, даже принимать участие в выборах. В связи с этим мы должны помнить слова Московского патриарха Кирилла, который, находясь в Одессе, сказал: «В этом зале сидят представители разных религий, национальностей. Что является конструкцией, которая объединяет всех? Я отвечу: это православие». Понятное дело, что Кирилл имел в виду православие Московского патриархата. Во всем мире принято, что этой конструкцией является государство, но этого он не сказал (хотя все прекрасно понимает). А не сказал преднамеренно, потому что, таким образом, и в дальнейшем размывается государственность Украины.

Если говорить о планах возведения в Киеве Свято-Воскресенского кафедрального собора, это яркое подтверждение того, что украинская власть поддерживает УПЦ МП, в конечном итоге — РПЦ. Я думаю, впоследствии такие комплексы будут построены не только в Киеве, но и в других городах. Для усиления влияния Московского патриархата будут использоваться все возможности. В 1992 году президент Борис Ельцин подписал указ, в котором позволял РПЦ получать помощь всевозможными товарами. Благодаря этому московский патриархат имеет огромные прибыли — миллиарды. Вместе с тем, людей вводят в заблуждение. Мы прекрасно понимаем, что решение о построении этого храма принималось в Москве. Но средства будут вкладывать киевляне. К сожалению, со стороны украинской власти нет отпора. Просто парадоксальная ситуация. Как может украинская власть, государство бороться против всего украинского. Это нонсенс, такого, наверное, нигде в мире нет.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ