Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О закате. И рассвете...

28 декабря, 2011 - 21:11

Главный итог года — обнажение неоспоримого факта. Медленно, но верно постсоветская эпоха завершается. Пришли в негодность все постсоветские инструменты, механизмы и практики, начиная с постсоветской карательной машины и заканчивая элитами, которые были сформированы в постсоветское время. Повинуясь логике распада, они, как стервятники, уселись на трофеи советского наследия...

В 1991 году советской партийно-государственной машине не был вынесен приговор, была только усечена и ликвидирована партийно-идеологическая составляющая. Тогда еще не были уничтожены глубинные, фундаментальные источники и причины самого существования сталинско-советской социальности. Она продолжала существовать, распадаться, разлагаться и блокировать механизмы новых социальных интеграций.

Расстрел нефтяников в Казахстане, российская Болотная площадь, полностью обанкротившаяся Беларусь.... Все то, что происходило в этом году, только акцентировало, подчеркивало, рифмовало этот основополагающий факт. Постсоветское пространство и остатки советской социальности уходят окончательно из современной цивилизованной жизни.

Судебный процесс над Юлией Тимошенко, независимо от того, чем и кем он был вызван, показал, что главное направление реформаторского удара и европейского возрождения Украины — это новая, независимая юстиция. Справедливость правосудия, другая судебная система вместо остаточносоветской прокуратуры, остаточносоветской милиции, остаточносоветских специальных служб и т. д.

Сам судебный процесс выявил, чего мы не сделали вовремя, а могли бы сделать, — это правоохранительная реформа, это уничтожение остатков сталинско-советской государственности.

Процесс над Тимошенко показал, что происходят неуловимые изменения в нынешнем правящем классе в пользу украинского варианта силовиков, прокуроров, налоговиков, которые вытесняют из политического класса старых парламентских выборных политиков, старую партийно-парламентскую номенклатуру. В том числе и в самой Партии регионов. Но это лишь временное явление, это лишь временный запоздавший тренд. Сегодня мы видим, что в России силовой правящий класс терпит поражение.

А что касается дела Тимошенко, то тут главное не то, что она лишена на данном этапе возможности участвовать в политике, не то, что нынешняя власть лишилась сильного конкурента и смогла разгромить оппозицию, а именно то, что силовой государственности вынесен приговор. Может, не сегодняшним поколением, не сегодняшним днем, но будущим, завтрашним днем. Вместо силовой государственности должна быть правовая государственность. Это основополагающий итог, вывод, резюме 2011 года.

Что касается других событий, связанных с внешнеполитическими маневрами украинской власти, которые оказались бесплодными и безрезультатными, то тут главный итог такой: время многовекторности, которая при Кучме имела хоть какой-то смысл, закончилось. Украина больше не может развиваться как буферное государство.

Буферность сегодня приносит не бонусы, а отрицательное сальдо. Получив «метку недоверия» со стороны ЕС, украинское руководство так и не получило желаемой скидки на газ со стоны РФ.

Многовекторность сегодня — это тупик. Сейчас есть только один вектор — это современный мир. Современное государство — конкурентоспособное, правовое, гражданское, человеческое, гуманистически ориентированное, нацеленное на успешность человека, на креативность людей и общества. Сегодня понятно, что в Украины нет выбора между Евразийским союзом и Европой. (Кстати, еще неизвестно, что будет с этим Евразийским союзом в связи с тем, что происходит в России). А есть только один выбор — вновь вернуться на европейский вектор. И подписав соглашение о политической ассоциации и зоне свободной торговли с Европой, начинать реальное, прикладное, практическое, оевропеивание страны. Европеизацию государственности. Создание другого государства — не государства элит, а государства общества.

Третий итог этого года. И этот итог касается не только Украины, а в большей степени России. Это то, что появляется новое общество. Новое протестное движение, которое охватило сегодня весь мир, но имеет разную специфику в разных странах, в разных геополитических регионах. Это означает одно — гибель авторитарных правящих режимов по всему миру. А главное — неизбежную гибель всех авторитарных правящих режимов на всем постсоветском пространстве. Более того, не только правящих режимов, но и модели государственных элит, которые создали гибрид коммерческого и силового государства. Сегодня государство формируется «снизу». Со стороны обществ, со стороны сетей....

Постсоветское пространство фактически начинает движение по тому пути, по которому в свое время 20 лет назад пошли центрально-европейские и ряд других восточно-европейских государств, которые строили свои государства «снизу». Польская «Солидарность», начиная с 80-х годов, готовила новую польскую государственность не «сверху», а «снизу». И то, что первым президентом независимой Польши был лидер «Солидарности» Валенса, красноречивое тому подтверждение.

Возьмите Чехию. Бархатная революция в Чехии — это была революция против государственной номенклатуры. Государство тоже строили «снизу», со стороны общественных гражданских движений. И лидеры пришли «снизу»: моральные авторитеты, профсоюзные лидеры, другие представители гражданских горизонталей. У них не было никаких вертикалей, поскольку общество — это не вертикаль. И сегодня именно этот тренд пробивает себе дорогу в России, и в Украине.

Новое общество, новые лидеры, новые протесты, новые гражданские объединения — это то, что придет на смену нынешним политикам, независимо от того, во власти они или в оппозиции. Потому что оппозиция так же оторвана от общества, как и власть. Они так же созданы «сверху», на деньги олигархов. Неважно, власть или оппозиция — все это дети гнезда олигархового. И вот только сейчас начинается движение «снизу», которое и положит начало формированию новой системы партийного представительства.

2011 год показал, что постсоветским государствам не нужны вертикальные президенты и сильные руки. Не нужна ситуация, при которой тот или иной президент может сказать: «Государство — это я». Сегодня общество отвечает: «Нет! Государство — это мы». Но это новое государство, очищенное от всех этих мерзостей советского наследия. Сейчас 2011 год закладывает фундамент именно гражданским общественным трендам на все 2010-тые годы, которые и станут утверждением на постсоветском пространстве государств республиканско-гражданского типа.

И главное, это понять, что именно сейчас в эти времена начинается возвратный тренд к этизации и морализации политики. Что в России, что в Украине есть запрос на моральных авторитетов. Поэтому спасти наше пространство, наше историческое наследие могут новые политики, которые придут не из бизнеса, а придут из гуманитарной сферы: журналисты, писатели, ученые.

Вадим КАРАСЕВ, директор Института глобальных стратегий, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ