Уважаемая Лариса Алексеевна!
Ценя вашу газету и ваш личный вклад в развитие государства Украины, хочу вам предложить один оперативный проект в контексте ваших стратегических устремлений и достижений.
Связан проект с событиями в Ливии. Вот уже несколько месяцев размышляю над судьбой 23 украинцев, которых удерживают представители новой власти, не отпуская домой. Ставлю себя на их место, на место их родных, на место Украины в этом мире — и тревожусь, тревожусь, тревожусь...
Что-то не слышал, чтобы там удерживались представители других стран. Либо их мало, либо же их государства уже вернули своих граждан на родину. Зато какие только обвинения не выдвигаются нашим соотечественникам, каких только усилий не прилагает родной МИД, чтобы мирно уладить нашу международную проблему. Чувствуется, что и Президент Украины делает ощутимые шаги в этом направлении. И верится, что обойдется все оптимистично, хоть и с довольно большими задержками и личными потрясениями невинных людей.
А содержание моего проекта вытекает из корня проблемы. Если бы Украина была членом коллективной безопасности Европейского Союза, то на второй-третий день прихода к власти новой администрации Ливии было бы достаточно телефонного звонка руководителей Франции, Англии или Италии (а то и генсека НАТО), чтобы отпустили домой интернированных украинцев. Но это было бы возможно, если бы Украина входила в систему НАТО. А так «внеблоковое государство» — как «человек с улицы» перед президентским дворцом.
А поведение в нейтральной полосе исторически определено военной неизбежностью — стреляют и в грудь, и в спину. Поэтому хотелось бы, чтобы газета «День» на этом примере проанализировала, чем на самом деле может обернуться внеблоковый статус, какие угрозы уже принес украинцам этот «хатокрайний вариант»?
Помню, как секретарь СНБО Е. К. Марчук на сессии Верховной Рады, обосновывая необходимость отправления нашего контингента миротворцев за границу, проницательно сказал: «Если мы никому не поможем, то кто же тогда нам поможет?».
Мне кажется, после возвращения наших соотечественников из Ливии было бы резонно расспросить каждого (!), как воспринимался лично и коллективно этот вынужденный плен, как они переосмысливали роль государства в их освобождении? В конце концов, какой позиции придерживались раньше относительно вопроса вступления-невступления Украины в НАТО и почувствовали ли на собственном примере слабость нашей внеблоковости? Ведь незачем скрывать: в Ливии во время переворота и военных действий в неконтролируемой потасовке они могли бы быть расстреляны с печально известным приговором «война все спишет».
Такую дискуссию на страницах «Дня» (возможно, как совместный проект с Пятым каналом телевидения — для мощного пропагандистского наступления вокруг стратегического направления развития независимой Украины), наверное, можно устроить с привлечением специалистов — отечественных и зарубежных.
Считаю, что желаемыми комментаторами этой ситуации могли бы стать первый президент Украины Л. М. Кравчук (его последняя книга «Одна Україна, єдиний народ» осуществлена в литзаписи автором этого проекта), такие уважаемые государственные деятели, как Е. К. Марчук, И. С. Плющ, руководители политических партий, политологи. Да и вообще читатели «Дня». С уважением