Произошло событие, которое может привести к объединению двух православных церквей — Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). В Киеве состоялся Архиерейский собор и заседание Патриаршего совета УАПЦ. В Соборе участвовали все архиереи (кроме архиепископа Игоря Исиченко, которого Собор УАПЦ исключил из состава своей иерархии) и члены Патриаршего совета этой церкви. Особенно важно и знаменательно то, что на заседании присутствовал также Патриарх Киевский и всея Украины-Руси Филарет. Обсуждался один вопрос — возможности, пути и условия объединения УАПЦ и УПЦ КП в одну православную церковь.
Собор УАПЦ принял решение в кратчайший срок провести епархиальные сборы в каждой епархии УАПЦ, на которых должны быть обсуждены вопросы объединения, а также созвать (в конце августа) следующий Архиерейский собор для принятия окончательных решений. Стоит отметить, что Архиерейский собор УАПЦ высказался за участие в объединительном процессе митрополита Сабодана — предстоятеля Украинской православной церкви (МП), но это, очевидно, из области фантастики. Было принято также решение пригласить представителей Вселенского патриарха для активного участия в процессах объединения Украинских православных церквей, которые должны происходить согласно канонам православной церкви.
Итак, несмотря на все препятствия, две наших православных церкви таки стали на путь, который может привести к объединению двух церквей. Может привести — но только при наличии искренней доброй воли, при уважении к проблемам другой стороны, при пренебрежении незначительными расхождениями, а главное — при наличии и учете таких факторов, как «компромисс», «интеллигентность» и «благо Украины».
Для прояснения ситуации газета «День» обратилась к патриарху Киевскому и всея Украины-Руси Филарету с просьбой прокомментировать как произошедшее, так и то, что может произойти. По мнению Его Святости, самое худшее во всяком деле — это проволочки и нерешительность. И только для того, чтобы затянуть процесс, некоторые иерархи УАПЦ предлагают абсолютно нереальные проекты объединения. Такие, например, как предложение пригласить предстоятелем будущей объединенной церкви митрополита Всеволода (США, Константинопольский патриархат) — не принимая во внимание такие обстоятельства, как то, что митрополит Всеволод является гражданином другого государства, иерархом заграничной церкви, а к тому же — абсолютно не знаком с украинскими реалиями. Иными словами — поднимать «на щит» митрополита Всеволода могут только те лица, которые не желают считаться с реалиями и не хотят использовать существующие возможности.
Но кто должен стать патриархом, если объединение состоится? По мнению патриарха Филарета, это должен быть выбор (тайное голосование) из двух предстоятелей объединяющихся церквей. Иными словами — выбор между митрополитом Мефодием (УАПЦ) и патриархом Филаретом (УПЦ КП). Если бы случилось чудо и объединялись бы три церкви, то выбор делался бы среди трех предстоятелей православных церквей. Патриарх Филарет предложил также, чтобы Акт объединения был провозглашен на Объединительном соборе, в присутствии епископата и духовенства обоих церквей.
Киевский патриархат очень заинтересован в том, чтобы объединение прошло без проволочек; для этого патриарх Филарет не ставит перед духовенством УАПЦ никаких условий. Вернее, одно условие — определиться, сказать «Да» или «Нет». Потому что составление длинного списка условий служит только одному — проволочкам и нежеланию.
Как изменится структура УАПЦ в случае объединения с Киевским патриархатом? Патриарх Филарет считает, что после объединения все архиереи останутся на своих епархиальных кафедрах, а все священники — в своих парафиях. Никто никого не будет смещать или перемешать. Стоит напомнить, что по количеству парафий УАПЦ в несколько раз меньше Киевского патриархата, в состав которого сегодня входит почти четыре тысячи парафий.
Патриарх Филарет рассказал, что на Соборе обсуждался также вопрос анафемы, которой его наказала Московская патриархия. Анафемы, которая, якобы, может стать препятствием участия патриарха Филарета в выборах предстоятеля объединенной церкви. Патриарх, однако, напомнил епископату УАПЦ, что большинство его членов получили епископский сан из рук именно Филарета, а эти епископы, в свою очередь, рукоположили многих парафиальных священников. Главное, однако, то, что эта «анафема» является неканонической, потому что была актом чисто политическим, а не церковным.