Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Объект обвинения — режим...

В Украине ведется досудебное следствие в уголовном деле по факту геноцида против украинского народа в 1932—1933 годах
26 августа, 2009 - 19:58
ГОЛОДНЫЕ МЕСЯЦЫ — ТЕРПЕНЬ, ПУХКУТЕНЬ, СМЕРТЕНЬ ОЛЕГ СТАЙКОВ, ЕВГЕНИЙ МОРОЗОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ЛЕКОМЦЕВ, ОДЕССА, УКРАИНА. ИЗ КОЛЛЕКЦИИ РАБОТ: ГОЛОДОМОР ГЛАЗАМИ УКРАИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ. ХРАНИТЕЛЬ: МОРГАН УИЛЬЯМС

23 августа этого года Европа впервые почтила память жертв нацизма и сталинизма (более подробно читайте «День» за 21 августа, №№ 147-148). Как известно, парламенты стран Балтии, вслед за резолюцией ОБСЕ, поочередно приняли решение о почтении памяти жертв двух тоталитарных режимов.

25 августа в СБ Украины прошел круглый стол «Преступление геноцида-Голодомора 1932—33 гг. в Украине», где эксперты-законодатели дали правовую оценку событиям 76-летней давности. Как отметил в начале встречи глава СБУ Валентин Наливайченко: «Этот круглый стол приурочен к Международному дню памяти жертв нацизма и сталинизма, который по решению Европейского парламента отмечается мировым сообществом ежегодно 23 августа. Значимым является то, что резолюцией ОБСЕ репрессии сталинизма приравнены к преступлениям нацизма. Уже даны историческая и политическая оценки событиям Голодомора в Украине 1932—1933 годов, в том числе и парламентами многих стран мира. На законодательном уровне Верховной Радой Украины в соответствии со ст. 1 Закона Украины «О Голодоморе 1932—1933 годов в Украине» от 28 ноября 2006 года Голодомор признан геноцидом украинского народа. Пришло время дать и юридическую оценку этому преступлению. Это было преступление против человечества, против всех людей во всех странах».

Напомним, 22 мая 2009 года СБУ возбудила уголовное дело по факту геноцида в Украине в 1932—1933 годах, т.е. по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 442 Уголовного кодекса Украины. Теперь во время круглого стола было сообщено, что в 25 областях созданы специальные следственно-оперативные группы. Работа ведется по различным направлениям.

Досудебному следствию уже стало известно о количестве репрессированных граждан, которые «организовывали саботаж и срыв хлебозаготовительных кампаний», о борьбе украинской интеллигенции со сталинским режимом в 1932—1933 гг., о проведении органами ГПУ политических репрессий против национальных управленческих кадров. Найдены документы, которые свидетельствуют о том, что зерно вывозили за пределы Украины под предлогом помощи другим странам, и это в то время, когда украинцы погибали от голода. В общем, на сегодняшний день в региональных органах СБУ осмотрены и приобщены к уголовному делу 1378 архивных документов, в Отраслевом государственном архиве СБУ — 400 документов.

Архивы свидетельствуют о страшных фактах. В найденных на Харьковщине документах говорится, что ежедневно в морг Харьковского областного бюро судебно-медицинской экспертизы поступало от 130 до 303 трупов, среди них много детей. Документы свидетельствуют, что в течение 1933 года в Харьковский судебно-медицинский морг поступило 8 тыс. 940 тел умерших людей, из которых у 6021-го — причиной смерти был голод.

В Днепропетровской области установлены предписывающие документы о запрещении торговли хлебом и любой продукцией, обобщены списки колхозов, сельсоветов, председателей районов, занесенных на «черную доску», акты об изъятии у сельского населения не только всего продовольствия, но и одежды, инвентаря, мебели.

В данное время по каждому населенному пункту, району и области Украины процессуально оформляется информация о количестве жертв от голода. Больше всего людей умерло в центральных и восточных регионах Украины. В Днепропетровской области обнаружены 57 массовых захоронений людей, погибших во время голодомора; в Житомирской — 2; Кировоградской — 3; Луганской — 90; Николаевской — 30; Полтавской — 273; Харьковской — 206; Хмельницкой — 35. Общее количество похороненных составляет сотни тысяч. Также есть документы, которые подтверждают, что советская власть скрывала от общественности и международного сообщества информацию о голоде в Украине.

Очень важны для следствия свидетели тех событий. Так, сейчас устанавливаются и допрашиваются свидетели, которые были очевидцами геноцида и те, которые из рассказов и воспоминаний своих родителей, родственников и знакомых владеют информацией о систематических репрессиях, проведении «раскулачивания», введениях натуральных штрафов, постоянных обысках с изъятием уже розданного хлеба, всего продовольствия и имущества у людей, резком росте в 1933 году массовой смертности от голода, неединичных случаях людоедства и трупоедства и тому подобное.

Допрошены 533 свидетеля в 17 областях: Винницкая — 20; Днепропетровская — 50; Донецкая — 10; Житомирская — 25; Запорожская — 35; Киевская — 5; Кировоградская — 64; Луганская — 12; Николаевская — 56; Одесская — 27; Полтавская — 15; Сумская — 21; Харьковская — 74; Херсонская — 44; Хмельницкая — 15; Черкасская — 14; Черниговская — 46.

Важным является привлечение к уголовному делу материалов работы специальной комиссии Конгресса США, которая работала во главе с исполнительным директором Джеймсом Мейсом до 1988 года. Мейс — один из первых, кто начал во всеуслышание говорить о Голодоморе 1932—1933 гг. в Украине. Для этого он даже переехал в Украину, в частности, длительное время работал в газете «День». В материалах этой комиссии собраны свидетельства украинских эмигрантов, которые пережили Голодомор в Украине в 1932—1933 годах. Также проводится работа по линии украинских посольств. Так, через МИД Украины посланы ходатайства, запросы в другие государства для предоставления имеющихся в наличии архивных дипломатических документов, которые касаются событий в УССР в 1932—1933 гг.

Следовательно, нет никаких причин ставить под сомнение правомерность возбуждения уголовного дела Службой безопасности, подчеркнул уполномоченный Украины в международном суде ООН Владимир Василенко. «Нам важно доказать не просто намерение уничтожить большое количество людей, а намерение уничтожить украинцев как национальную группу. Людей уничтожали не просто потому что они люди, а потому что они имели определенную этническую принадлежность. В общем, Голодомор — это только один этап на пути уничтожения украинской нации. В ходе этой операции при помощи искусственно организованного голода был нанесен сокрушительный удар по украинскому крестьянству с целью физического уничтожения характерной части нации, а следовательно, подорвать ее освободительный потенциал», — отметил Василенко.

Присутствующий судья Федерального суда претензий США Богдан Футей, опираясь на международные примеры, в частности, дела Боснии и Герцеговины против Сербии и Черногории, объяснил, что в украинском случае также можно выдвигать обвинение отдельному государству, т.е. Советскому Союзу. Да, этого государства уже нет, но это другой вопрос. «Возбудить уголовное дело Украина была обязана, потому что это ее ответственность перед международным законодательством. Кроме этого, конвенция срока давности устраняет любые возможные внутренние законодательные ограничения в отношении преследования всех обвиненных в совершении акта геноцида. Очень важно, чтобы сторона, которая утверждает о существовании геноцида, доказывала свое намерение при помощи убедительных доказательств», — сказал господин Футей.

И. о. главы Украинского института национальной памяти Игорь Юхновский считает, что одним из основных объектов обвинения должно стать не государство, а коммунизм. Поэтому должно быть «четко доказано преступление по преднамеренному уничтожению украинской нации».

Главной идеей сопредседателя Харьковской правозащитной группы Евгения Захарова было создание специального суда — трибунала с четко выписанным уставом. Именно он должен рассматривать уголовное дело по факту Голодомора. Кроме этого, Захаров отметил, что для судебного процесса по результатам расследования уголовного дела необходимо изменить украинское законодательство. Другого мнения придерживается один из инициаторов обращения в СБУ о возбуждении уголовного дела, народный депутат Григорий Омельченко: «Не нужно разводить правовую теорию, наша правовая база, в частности, Уголовно-процессуальный кодекс позволяет нам рассмотреть это дело и поставить точку. Так как это, например, сделала Эстония».

Таким образом, видение путей расследования уголовного дела по факту Голодомора 1932—1933 гг. у каждого законодателя разное, но цель у всех одна — дать правовую оценку преступлениям тоталитарного режима. И безосновательными являются отдельные ссылки на отсутствие такого государства, как СССР и тех, кто им руководил, потому что международная практика дает немало примеров осуждения преступников. Например, Эстония рассмотрела восемь уголовных дел и в судебном порядке осудила участников — руководителей в сфере безопасности и офицеров милиции, которые принимали участие в массовой депортации эстонских граждан в отдаленные части Советского Союза в 1949 году. Восемь человек были осуждены, депортацию признали преступлением против человечества, а Советский Союз провозгласили преступным тоталитарным оккупационным режимом. Украина пока понемногу продвигается по пути осуждения преступлений СССР, и Голодомор — это только одно из многочисленных преступлений коммунистического режима.

Иван КАПСАМУН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ