Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Обменники» хотят закрыть

«Кидалы» и «менялы» получают шанс
19 декабря, 2002 - 00:00

Национальный банк и Кабинет Министров Украины предлагают Верховной Раде сократить число субъектов предпринимательской деятельности, имеющих право на основании агентских соглашений открывать пункты обмена иностранных валют.

Запрет на осуществление обменных операций агентскими пунктами, указывается в пояснительной записке к внесенному в парламент проекту, должен усилить контроль над операциями по купле-продаже наличной иностранной валюты, предотвратить уклонение от уплаты налогов и обеспечить прозрачность внутреннего валютного рынка. Нацбанк отмечает, что сегодня «практически любое» предприятие может проводить операции по обмену иностранных валют. По его данным, на 1 октября агенты зарегистрировали 2257 пунктов обмена, на которые приходится наибольшее количество нарушений валютного законодательства, в частности, подделка отчетных документов перед предоставлением их в банк (в связи с непроведением операций через компьютерную систему), работа пунктов без разрешения НБУ или после расторжения агентского соглашения с банком. Агентские обменки составляют 57% в общем количестве таких пунктов, но на них приходится лишь 29% валютообменных операций. По мнению НБУ, это свидетельствует об укрывательстве доходов и уклонении от налогов. Поэтому, предлагая запретить агентские пункты, НБУ также ссылается на рекомендации Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег (FATF). При этом считается, что ничего страшного не произойдет, поскольку 75% таких пунктов работают в пяти наиболее крупных городах Украины — Киеве, Харькове, Донецке, Львове и Одессе, где хорошо развита банковская инфраструктура. И главное, Нацбанк считает, что закрытие этих пунктов не повлияет на возможность осуществления физлицами валютно-обменных операций на территории страны. На бумаге все хорошо и правильно.

С такой точкой зрения согласен председатель правления «Киевской аудиторской группы» Вадим Линник. По его мнению, это не тот вопрос, который может повлиять на экономику, поскольку уже прошло время, когда такие предприятия зарабатывали большие деньги. Хотя, если изменится ситуация на денежно-кредитном рынке и появятся какие- то негативные процессы, тогда этот бизнес, считает Линник, снова будет интересным. Не к этому ли идет подготовка?

Между тем Интерфакс-Украина отмечает, что в настоящее время маржа между курсом продажи и покупки валюты в агентских пунктах в несколько раз меньше, чем в банковских обменниках. То есть, если банки монополизируют этот сектор предпринимательской деятельности, у граждан страны не останется другого выбора, как обращаться за услугами именно туда, где они стоят дороже.

Имеют сомнения относительно намерений НБУ и эксперты «Дня». Так, генеральный директор Ассоциации содействия развитию частного предпринимательства «Єднання» Наталья Кожевина уверена, что при этом может пострадать значительный сектор малого бизнеса, а кроме того, страна снова «получит теневые обмены — так вот меня в Одессе элементарно недавно «крутанули», когда срочно были нужны деньги». А воровать могут везде, в том числе и работая в банковских обменках, говорит Кожевина.

Координатор проектов Института конкурентного общества Ксения Ляпина напомнила, что в прошлый раз, когда закрывали независимых обменщиков, была точно такая же аргументация, как и сейчас — тогда нам обещали, что после «реформы» розничного валютного рынка проблем, связанных с его работой, больше не будет. Прошло три года, говорит Ляпина, но все старые болезни остались. «Как аналитик, на месте Нацбанка я задалась бы вопросом: а может быть, мы не так решаем эти проблемы?», — делится своими сомнениями эксперт, — Но НБУ работает все в том же направлении». Как сказала «Дню» Ляпина, Нацбанк в области валютного регулирования действует не терапевтическими, а хирургическими методами. По ее мнению, закрытие агентских обменок «совершенно неразумное решение, которое приведет к ухудшению для граждан возможностей в обмене валют и ухудшит также возможности для того, чтобы устанавливать с помощью граждан реальную рыночную стоимость валют, в том числе и национальной. Очень трудно будет понять, есть ли спрос на наличную валюту, утверждает Ляпина. В то же время банки, по е е мнению, считают обмен наличной валюты мелочным, невыгодным и ненужным делом, тем более, что оно связано с постоян ными проверками и различными ограничениями, и зарабатывают только на марже. Банки, говорит Ляпина, не побегут заполнять нишу, освободившуюся от агентских пунктов, а потому гражданам будет гораздо сложнее продавать и покупать валюту. А это значит, что, выбравшись, например, в выходной день на рынок, у вас будет выбор: либо бегать искать банковский обменный пункт, проверив на себе уровень «развития банковской инфраструктуры», либо — идти к менялам, рискуя быть «кинутыми». Как в «старые добрые» времена первой половины 90-х.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ