Полное название программы — «Діаманти українського кіна. Відновлені фільми Олександра Довженка» —достаточно точно отображает ее характер. Ведь фильмы будут демонстрироваться в отреставрированном варианте с цифровых носителей.
Полное собрание обновленных лент было презентовано еще в 2006 г. В работе над проектом объединили усилия институты разных государств — Национальный центр Александра Довженко и Госфильмофонд России (Белые Столбы), а также российская фирма, которая обеспечила технически всю работу. Само качество работы — исключительное, а ввиду того, что этим занимались государственные структуры, очень часто в вопросах культуры или безразличные, или некомпетентные — удивительное. Были проведены полная — покадровая — реставрация всех фильмов Довженко и цифровое восстановление изображения и звука. На презентации 2006 года показали демонстрационный фильм «Портфолио — до и после реставрации»: можно было сравнить, каким стало качество изображения.
Это действительно поражает: убраны все пятна, дефекты, признаки старения, изображение перестало дрожать, на цветных лентах все оттенки приобрели первоначальную свежесть. Радовало даже сугубо внешнее оформление каждого DVD — с кадрами из фильмов, с фрагментами из рукописей режиссера, с обстоятельной брошюрой о тех фильмах, которые есть на данном диске.
В целом выпущено 10 дисков с 27 часами материала и 19 фильмами. В коллекцию вошли, в частности, такие раритеты, как короткометражки «Ягодка любви» (1926), «Сумка дипкурьера» (1927); незавершенный (точнее, грубо оборванный сталинской властью в 1951 году) фильм «Прощай, Америка»; документальные ленты военных лет — «Освобождение», «Битва за нашу Советскую Украину», «Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы украинских советских земель». Значительные ранние фильмы — «Звенигора», «Арсенал», «Земля» —вошли в двух вариантах: немых и звуковых — последние сделаны на студии «Мосфильм» в начале 1970-х годов. На последних трех дисках — фильмы, снятые уже после смерти Довженко по его сценариям Юлией Солнцевой, — «Поэма о море», «Повести пламенных лет», «Незабываемое», «Золотые ворота». Кстати, именно из-за наличия этих картин, которые вообще-то к кинотворчеству Александра Петровича имеют достаточно опосредствованное отношение, Коллекцию пока не может увидеть широкая зрительская общественность. Ведь «Мосфильм», которому принадлежат фильмы Солнцевой, ограничил нашу сторону, предоставив права на эти ленты лишь на три года. Поэтому общий тираж — лишь 1000 экземпляров. В сущности, это презентационно-подарочное издание, которое распространялось по посольствам, официальным учреждениям и тому подобное.
Поэтому «Діаманти...» являются редким случаем для украинского зрителя увидеть классику украинского кино. Так, в кинотеатре «Киев» будут продемонстрированы такие фильмы: «Земля» (1930), «Ягодка любви» (1926), «Сумка дипкурьера» (1927), «Звенигора» (1927), «Арсенал» (1929), «Иван» (1932), «Аэроград» (1935), «Мичурин» (1948), «Щорс» (1939), а также документальная лента Михаила Донца «Александр Довженко. Размышления после жизни» (1992 )
Ретроспектива будет продолжаться неделю, до 11 февраля.