Человек остается по-настоящему дееспособным лишь до тех пор, пока сохраняет способность учиться. Думается, эту сентенцию можно перенести и на правительство. Но с дополнением, что ему необходимо еще и постоянно изучать потребности и приоритеты граждан. В этом плане можно утверждать, что украинское правительство, работающее под жестким контрольным прессингом Президента и его Секретариата, постепенно набирает обороты.
В частности, на правительственном сайте можно ознакомиться с опросом о том, на чем в условиях политического кризиса следовало бы сконцентрироваться правительству. «День» оказался 2901-м респондентом и узнал мнения остальных 2900. 11% из них считает, что правительству следовало бы заняться ликвидацией этого кризиса, 26% — защитой экономики от угрозы кризисных влияний, 15% — выполнением своих программных задач, 10% — возможными парламентскими выборами, 5% — сохранением авторитета Украины в мире, 33% — повышением уровня жизни граждан. (Характерно, что последние опросы, проводившиеся правительством на своем портале, постоянно набирают дополнительное количество участников, что, похоже, подтверждает наш тезис о том, что правительство учитывает мнение граждан и учится).
Впрочем, в его пользу еще больше свидетельствует обнародование проекта Государственной программы экономического и социального развития на 2008 год. В этом году правительство справедливо критиковали за отсутствие такого документа. Итак, на 2008 год он уже готовится, причем в нем указывается, что основными целями для Украины в 2008 году являются модернизация экономики и повышение качества жизни граждан. Согласно проекту, рост ВВП Украины планируется не ниже 7,2%, увеличение объемов производства в промышленности — на 9%, рост объемов производства инновационной продукции на 2,5—3% и объемов экспорта товаров — на 31,1%.
Впечатляют и цели, которые ставятся перед страной: кроме повышения качества жизни граждан, это повышение конкурентоспособности как основы экономического роста, обеспечение энергетической безопасности страны. «Экономическая политика государства в 2008 году будет заключаться в системной модернизации как экономики, так и страны в целом», — отмечается в проекте программы, размещенной на веб-сайте Минэкономики. В ней, в частности, указывается, что «в связи с глобализацией мировой экономики и стремлением Украины занять видное место на мировых рынках, существует неотложная необходимость модернизации структуры национальной экономики Украины с целью обеспечения ее международной конкурентоспособности». Между тем, в соответствии с индексом глобальной конкурентоспособности, Украина среди 125 стран мира занимает 78 место. Как указывается в программе, «полноценным участником глобальной экономики может быть только та страна, в которой интеллектуальные профессии стали массовыми, а инвестиции в развитие человеческого потенциала — весомыми и эффективными».
Кабинет Министров, указывается в программе, считает необходимым обеспечить прогнозированность последствий экономической и социальной политики для жизнедеятельности граждан Украины и бизнес-среды; единство между макроэкономической, отраслевой и региональной политикой; баланс внутренней и внешней политики. Экономическая и социальная политика государства в 2008 году будет состоять в системной модернизации как экономики, так и страны вообще. Поэтому программа предусматривает формирование национальной инновационной инфраструктуры и государственных программ промышленной модернизации, обеспечение предприятий высококвалифицированными кадрами, повышение конкурентоспособности продукции, стимулирование инвестиций в новые технологии, в частности в энерго- и ресурсосберегающие, поддержку кредитной политики, нацеленной на долгосрочное инвестиционное кредитование с участием государства, повышение качества рабочей силы и производительности труда. Программа будет также способствовать эффективной политике занятости, росту заработной платы и доходов населения.
Согласно документу, в сфере ценовой и тарифной политики в 2008 году, в частности, планируется: обеспечить стабильность и предсказуемость динамики цен путем удержания монетарной и валютно-курсовой стабильности; усовершенствовать систему мониторинга и прогнозирования цен; минимизировать ценовые диспропорции в тарифах на услуги, которые предоставляются естественными монополиями; усовершенствовать механизм ценообразования в сфере транспорта.
Главной целью следующего года в денежно-кредитной политике Украины, согласно программы, является удержание стабильности национальной денежной единицы как важной предпосылки финансового и макроэкономического равновесия и устойчивого социально- экономического развития страны. При этом необходимо обеспечить прогнозируемую динамику обменного курса национальной валюты к доллару США, увеличить рост золотовалютных резервов и поддерживать их на уровне, достаточном для обеспечения равновесия на валютном рынке. Кроме того, проект предусматривает контроль государства за присутствием иностранного капитала в банковской системе Украины. Правительство обязуется не допустить монополистских тенденций на этом рынке и снижения качества банковского капитала.
Сумеет ли правительство реализовать намеченные в программе социально-экономического развития подходы в условиях, когда Конституционный Суд разблокировал льготы, отмененные законом о бюджете на 2007 год?
Министр экономики Украины Анатолий Кинах считает, что в основе социальных выплат должна быть реально работающая экономика. В интервью одной из радиостанций он сказал: «Когда речь идет о социальной политике, социальных выплатах, пенсиях, заработных платах, материальной помощи, разговор с людьми должен быть максимально честным. В основе всех выплат должна быть реально работающая экономика». «Вынужден констатировать при всем уважении к Конституционному Суду, его решение политическое и не имеет под собой реального экономического и финансового обоснования», — подчеркнул министр. При этом он заверил, что «правительство будет делать все для того, чтобы при формировании проекта бюджета на 2008 год максимально учесть все необходимое, исходя из имеющегося ресурса».
Надо отметить, что он не столь уж и мал. Мимо внимания СМИ почему-то прошел тот факт, что предприятия и организации Украины за пять месяцев этого года, в соответствии с данными Госкомстата, увеличили финансовый результат в 1,7 раза против соответствующего периода 2006 года. 64,6% предприятий работали прибыльно и получили 42,1 миллиарда гривен прибыли, что в 1,4 раза больше, чем за пять месяцев 2006 года. При этом убыточные предприятия (35,4%) на 2,2% сократили убытки.
Уже в этом году можно ожидать также и реальных изменений в бюджетах украинских семей. В частности, аналитики Укрсоцбанка считают, что соотношение номинальных доходов населения к ВВП начнет расти уже в середине лета. По их данным, номинальные доходы населения в январе-мае выросли до 208,94 миллиарда гривен. Только в мае 2007 года украинцы заработали на 30,1% больше доходов, чем в мае минувшего года. Доходы населения за последние 12 календарных месяцев достигли отметки в 522,05 миллиарда гривен, что составляет 88,1% 12-месячного ВВП Украины.
Программа социально экономического развития предусматривает постепенное повышение государственных минимальных социальных гарантий (в т.ч. минимальной заработной платы) до прожиточного минимума, а также повышение размера пенсий, объемов помощи малообеспеченным слоям населения. Она планирует за 2008 год обеспечить рост реальной заработной платы на 17%, а доходов населения на 13—14%.
Рост экономики будет стимулироваться расширением спроса домохозяйств и инвестиционного спроса. Но стратегические приоритеты развития Украины сегодня определяются ее активным привлечением к политико-экономическому пространству Европы, где наша страна, учитывая имеющийся потенциал, может играть одну из ведущих ролей. Поэтому на пути к этой цели перед Украиной возникает несколько сложных задач, связанных, прежде всего, с приближением к европейским стандартам жизни через неотложное повышение темпов социально- экономического развития страны.
Словом, сбалансированная программа социально-экономического развития становится сегодня важным документом, прокладывающим для Украины путь в будущее. Именно на него должны будут ориентироваться парламентарии, утверждая бюджет на 2008 год. Эту мысль в разговоре с «Днем» подтвердил и глава комитета экономической политики Верховной Рады Алексей Плотников. По его словам, если страна развивается в нормальном русле, то сначала должна создаваться программа социально-экономического развития, то есть цели и ориентиры, формирующие параметры бюджета, а уже потом — формироваться сам бюджет, закладываться ресурсы под эту программу. Ведь ее реализация должна быть направлена, в первую очередь, на обеспечение социально-экономической безопасности государства, создание благоприятных условий стабильности общества и снижение уровня рисков отрицательных последствий, которые в Украине, по сравнению со странами с социально ориентированной экономикой, сегодня более заметны. Похоже, органы государственной власти пытаются выстроить логическую и сбалансированную модель, которая будет учитывать не только экономические и финансовые возможности экономики страны, а прежде всего — потребность в предоставлении гражданам тех или иных социальных услуг.
Впрочем, вопрос в том, удастся ли ее осуществить. По традиции, украинские правительства куда большее внимание уделяют бюджету, и именно вокруг него политические силы ведут самую острую борьбу. Программа социально- экономического развития до сих пор считалась как бы подсобным документом в бюджетном процессе, неким сборником хороших, но не обязательных лозунгов. Нынешний политический расклад также формируется не в ее пользу. Как известно, программу социально- экономического развития создает Минэкономики — ведомство, не располагающее конкретными ресурсами. Бюджет же находится в руках более мощного центра сегодняшней исполнительной власти — Минфина, возглавляемого первым вице-премьер-министром и вторым человеком в правящей Партии регионов Николаем Азаровым. Если он отбросит межведомственные трения и противоречия и допустит, чтобы бюджет принимался на основе рассматриваемой тут программы, то это может свидетельствовать о том, что непростые человеческие амбиции подчинены экономической и социальной логике. И это, естественно, можно будет приветствовать. Но пока что тут, как говорится, бабушка надвое гадала. Тем более, что в тексте программы сегодня можно отыскать места, далеко не во всем соответствующие основным программным принципам деятельности правительства и Нацбанка Украины, в которых ключевым является слово «стабильность». С учетом этого, неоднозначную реакцию может, в частности, вызвать содержащееся в программе противоречивое предположение о том, что «рост предложения денег и снижение их реальной стоимости может создавать благоприятные условия для кредитования экономики». Не отсюда ли вообще растут ноги всех слухов о возможной ревальвации национальной валюты, от которых уже устал отбиваться Нацбанк?