Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Олег СКРИПКА: Я за музыку свободных людей

В Киеве впервые прошел фестиваль «Рок Січ», в котором приняло участие более 40 команд
10 мая, 2006 - 19:41
ФЕСТИВАЛЬ ПРОХОДИЛ НА ЖИВОПИСНОМ ОСТРОВЕ. С ОДНОЙ ИЗ СЦЕН БЫЛ ВИДЕН СТАРЫЙ ПОДОЛ / ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ... ПРОЯВЛЕНИЕ СВОБОДЫ ДРАЙВ... ВЫСТУПЛЕНИЕ ОЛЕГА СКРИПКИ ИЗ «ВВ» ПРОХОДИЛО ЕЖЕДНЕВНО, ДЛИЛОСЬ ПОЧТИ ЧАС И СОСТОЯЛО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИЗ ХИТОВ КАЖДАЯ ГРУППА — УЧАСТНИК «РОК СІЧІ» ПОСАДИЛА СОБСТВЕННОЕ ДЕРЕВО НА ОСТРОВЕ

6—7 мая на Трухановом острове в столице впервые состоялся фестиваль «Рок Січ». Это была новая инициатива легендарного рокера Олега Скрипки. Идея феста состоит в том, чтобы, во-первых, дать мощный толчок для развития малоизвестным ярким музыкантам, объединив их с известными лидерами жанра на одной сцене, а во-вторых, положить начало возрождению рок-движения в Украине. С этой целью Олег даже начал формирование базы данных всех украиноязычных команд. По его словам, в конце 1980-х на раскрытие потенциала «Воплей Видоплясова» повлияло именно киевское рок-движение, которое тогда стало самобытным культурным явлением. Кстати, в 2006-м группе исполняется 20 лет! «В 80 х также были созданы «Брати Гадюкіни», сестричка Віка, «Кому вниz», «Вій» — это из тех, кто выжили, — говорит лидер «ВВ». — Второй волной рождения интересных команд стал конец 90 х, особенно«Червона рута» в Харькове, которая открыла такие имена, как «Тартак», «ТНМК», Катя Chilly, «Мандри»... Сейчас, хотя эта культура недостаточно, а то и вовсе не представлена в телерадиопространстве, есть потенциал для следующего творческого взрыва. Гастролируя по украинским городам, я, например, был приятно поражен качеством текстов новых исполнителей, в частности, «Назад шляху немає» из Луганска... Вообще, рок — музыка свободных людей. Собственно, они первыми говорят о проблемах в обществе. Если в нашей стране не будет проблем, мы начнем петь только о любви... А пока вполне логично было созывать рок-козачество для защиты современного рока от попсового натиска».

Фактически на два дня Труханов остров на Днепре превратился в своеобразный козацкий форпост. Туда, как когда- то на Сечь, съезжались со всей Украины. «Из Львова сюда приехал автостопом, — рассказывает Евгений Ярусевич. — Сначала доехал до Буска, потом — до Ровно, а оттуда уже на Киев. Это заняло 9 часов — быстрее, чем поездом. Я часто так путешествую, ночуя в палатке или у друзей, которые у меня есть повсюду. Вот и здесь увидел стольких знакомых, только львовян несколько десятков. Мы дома так не встречаемся. Видимо, наших прибыло несколько сотен». (Согласно подсчетам организаторов, только в первый день на фестиваль «Рок Січ» побывало более 80 тысяч (!) человек. — Ред. )

Вспоминаю, мы с друзьями точно так же, с рюкзаками за плечами, ездили на первые «Червоні рути», «Обереги» и «Тараси Бульби», которые тогда были событиями. Кое-кто из них даже учредил в нашем родном Тернополе рок-фестиваль «Нівроку», которому уже пятнадцать лет.

«Постоянно бываю на таких сейшенах в Шешорах (Ивано-Франковщина), на Шипите (Закарпатье), «Маzепі-фест» (Полтава), «Рок-екзистенції» (Киев) — рассказывает Тарас Гаркавый из Ровно. — Но «Рок Січ» поражает своей масштабностью, а еще неповторимой атмосферой свободы». Кстати, Олег Скрипка отметил, что, по его мнению, здесь собралась публика, которая по своей сути во многом напоминает ту, которая стояла на оранжевом Майдане — этакий «неорок Майдан».

Увидев, что я с диктофоном расспрашиваю о впечатлениях, молодые люди останавливались и скоро вокруг меня образовалась большая компания. Почувствовав интерес к себе, они не без удовольствия демонстрировали свою повседневную одежду (кожанка, брюки камуфляжного цвета, армейские сапоги/ботинки), прическу (длинные волосы, небрежно заплетенные в многочисленные косички или просто выкрашенные в самые неожиданные цвета, иногда — в несколько сразу), и пирсинг (в носу, бровях, на подбородке...). Кое- кто признавался, что таким внешним видом наследует своих кумиров. У одного даже была надета каска шлем на голове, как у Олега Скрипки. Интересно, где можно взять такой раритет, который хранится разве что в военных музеях? В конце нашего знакомства ребята меня «просветили», что рокеры — это самая достойная категория молодежи. А еще есть репперы и клаберы (те, то любит клубную культуру. — Ред. ).

Собственно, исполнителей в этом году было больше, чем козацких куреней в период существования Запорожской Сечи. Первых — 44, вторых — 38. Их выступления проходили параллельно на трех сценах. На одной играли рок, блюз и инди («Оркестр Янки Козир», «Фарбований лис», «Мотор'ролла», «Фактично самі», «ВВ»...). На второй исполняли готик-рок и нью-металл («Фліт», «Анна», «Назад шляху немає», «Вій»...) А на третьей — хип-хоп, реггей и электронику («Верховна зрада», «Берег Бонанзи», «Квадраджесіма», «ТНМК»...) «Нас часто приглашают на такие сейшены, — говорит бас-гитарист группы «Верховна зрада» Тарас Рыбка. — Но я еще никогда так не выступал, когда одновременно работают три сцены и публика может выбирать ту музыку, которая ей нравится. Это уже уровень известных европейских open-air тусовок (тусовок под открытым небом. — Ред. )».

В рамках феста также проходила акция «Чистый рок» под лозунгом «Ні — попсовому сміттю!», каждый участник которой мог обменять собранный мусор на пиво или лицензированные СD исключительно с украинской музыкой. Все музыканты садили деревья. Волонтеры дежурили возле территорий насаждения редких растений и мест гнездования птиц. Вообщем, публика демонстрировала бережное отношение к окружающей среде. Фактически, это был ответ организаторов на письмо- протест общественных экологических организаций против проведения мероприятия на территории Труханова острова.

«Многие группы, которые я знаю, — рекомендовал Олегу, — подытоживает музыкальный обозреватель Юрко Зеленый, который был также экспертом фестиваля «Рок Січ». — География команд довольно широка. С одной стороны, это — Луцк и Львов, а с другой — Днепродзержинск и Кривой Рог — практически Восток и Запад вместе. Это мероприятие показало, что международными или всеукраинскими музыкальными фестивалями в Украине можно точно назвать «Країну мрій» и, собственно, «Рок Січ» (оба учредил лидер «ВВ»). Почему? Потому что они предполагают наличие фестивального городка, т.е. много сцен и подмостков, пивбаров, торговых точек с сувенирной продукцией... Думаю, в будущем будет еще и палаточный городок. Кое-кто уже в этот раз приехал с палаткой. Другие же, например, тот же «Нівроку» или «Тарас Бульба», можно отнести скорее к местным фестам, хотя по своей сути они также являются всеукраинскими, потому что туда приезжают музыканты из разных регионов. Но это скорее концерты, что тоже хорошо. Рок-культура в Украине, несмотря на то, что ее не пускают в телерадиопространство, имеет высокий профессиональный уровень. Доказательством этого является то, что в фестивале «Рок Січ» участвуют более сорока команд. Но есть один значительный недостаток — молодых исполнителей часто нужно убеждать, что следует обращаться к своим старинным музыкальным корням и искать оригинальность именно там. Думаю, что Скрипке это под силу».

На «Рок Січі» побывал вице-премьер по гуманитарным вопросам Вячеслав Кириленко (мероприятие прошло при содействие Министерства культуры и туризма Украины). «Я тут как истинный почитатель рока, — убеждал он. — Рос на «Deep purple», «Let Zeppeling», «Beatles»... И «ВВ» слушаю со времен появления группы. «Рок Січ» — перспективный фестиваль: три сцены, живая музыка, украиноязычные тексты... Думаю, «Рок Січ» может «спровоцировать» новый творческий взрыв украинского рок-н-ролла».

Как отмечает лидер «ВВ», «Рок Січ» станет ежегодным и международным (в перспективе) фестивалем и уже в следующем году будет проходить в более масштабном формате — в нескольких городах Украины, а главная сцена на барже отправится в путешествие по Днепру.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День». Фото Руслана КАНЮКИ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ