Прошло всего два с небольшим года с момента создания в Украине фондов социального страхования от несчастных случаев на производстве и от временной нетрудоспособности, а у органов государственной контрольно-ревизионной службы по результатам первой проверки этих структур уже накопилось немало вопросов. Так, в смете первого из фондов (бюджет которого составил за это время около 1,9 млрд. грн.) ревизоры выявили около 4 млн. средств, использованных незаконно или по нецелевому назначению (а 94 млн. долговых обязательств в его бухгалтерском учете не «отобразились»), во втором случае «казна» объемом в 3,3 млрд. таким же образом «прохудилась» на 2,1 млн. Нарушения, к примеру, связаны с тем, что потребности центрального аппарата и рабочих органов фондов превысили нормативы, которые установлены для госорганов: сюда входят ремонтные работы, услуги мобильной связи, приобретение оргтехники, мебели, автомобилей, стоимость обслуживания заседаний правления этих организаций. Фонд страхования от временной нетрудоспособности, имея в конце 2002 года остаток средств в размере 253,4 тыс. гривен, был должен страховщикам по выплатам 101,2 тысячи, фонд страхования от несчастных случаев, задолжав 94 млн. Пенсионному фонду, «создал» остаток средств в более чем 10 млн., который впоследствии использовал на нужды своих рабочих органов. Существенные «нестыковки», отмечает первый замглавы ГлавКРУ Игорь Стефанюк, возникают и при «помощи» самих плательщиков взносов: количество лиц, зарегистрированных, к примеру, в центрах занятости или в других целевых госфондах, существенно отличается от числа тех, кто находится на учете в вышеупомянутых структурах. Хотя, напоминает, И. Стефанюк, контроль за данным процессом — одна из функций этих фондов.
Обеспокоенность работой организации, страхующей сограждан от несчастных случаев, выказывает и Госкомитет по надзору за охраной труда. В первую очередь, считают в комитете, фонду следует заниматься профилактикой травматизма на производстве. Ведь по статистике, ежедневно на предприятиях Украины получают травмы около 100 работников, 5-6 из них гибнут, около 30— становятся инвалидами. В целом ежегодно общее количество потерпевших составляет около 26 тысяч человек. Вместе с тем, Национальная программа стоимостью в 40 миллионов гривен, которая предусматривала выделение этих средств «из копилки» фонда на профилактические мероприятия, в прошлом году фактически была сорвана. С учетом того, что в конце года вполне реальным может стать дефицит бюджета этой структуры, как резко высказываются в Госнадзорохрантруда, отлаженная работа конвейера по «производству инвалидов» с последующим за этим увеличением количества выплат кажется, по меньшей мере, странной.
По результатам проверок, проведенных вместе с органами вышеупомянутых фондов, Глав КРУ дисциплинарно и материально наказал более сотни служебных лиц. Однако, по мнению частных страховиков, статистика выявления различного рода нарушений и наказания виновных грозит повторениями из года в год, поскольку, к примеру, государственная система страхования от несчастных случаев — обременительна для работодателя, а потому и неэффективна. Маленький пример — случай травматизма, помимо всего, грозит и штрафными санкциями различных госструктур, а посему такие случаи стараются скрыть. Да и в целом, говорят «частники», предприятие зачастую больше выплачивает в фонд, нежели получает оттуда компенсации. Система страхования от тех же несчастных случаев работала бы гораздо эффективнее (могли бы быть большими суммы выплат, отсутствовали бы задержки по выплате компенсаций), если бы государство «поделилось» рынком с коммерческим сектором, считают представители последнего. Между тем эти системы страхования функционируют в неравных условиях: тогда как обязательное страхование относят к валовым расходам работодателя, то в случае, если последний обратится к «частнику», налоги при этом виде страхования снимут в полном объеме.