Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Опасные рубежи

8 февраля, 2008 - 18:37

Заканчивающуюся неделю современные украинские летописцы вправе назвать «черной», хотя ни в природе, ни с гражданами не произошло каких-то особо крупных катаклизмов. «Отличилась» экономика, и ответственность за это граждане могут возложить на власти и, в первую очередь, — на правительство.

Что же случилось? В среду вечером Госкомстат обнародовал индекс потребительских цен в январе, или иначе — уровень инфляции. За первый месяц года она составила 2,9%. Ну, подумаешь, новость. Любой, кому приходится ходить за покупками на базар и в магазины, знает, что цены на продовольствие регулярно растут. Более того, наш покупатель с этим в значительной мере уже смирился — на базаре лишь изредка можно услышать, как торгуются покупатель с продавцом, — рынок неумолим. Но названная цифра далеко не пустячок. Она встревожила очень многих.

Среди них и нашего Президента, который в общем-то и стал известен стране как опытный и даже успешный финансист. Он назвал январскую инфляцию в Украине «первым звоночком, но чрезвычайно серьезным». По словам Президента, такой инфляции Украина не имела в предыдущие 7—8 лет. Вчера он дал указание правительству в пятидневный срок подготовить программу антиинфляционных действий, и вчера же о ней уже рассказывал журналистам министр финансов Виктор Пинзеник, которого по праву можно назвать специалистом в этой области. Думается, он знает, что делать.

В четверг также провел открытые антиинфляционные слушания парламентский комитет по финансам и банковской деятельности. Присутствовали там разные люди — и те, кто, как говорится, все зубы проел на финансах, и студенческая молодежь. Удивила откровенная тревога, высказанная самым молодым, наверное, народным депутатом нашего парламента Лесей Рябец (НУ-НС). Она не без волнения в голосе сообщила, что при таких темпах до конца года индекс потребительских цен, по ее расчетам, может достичь и 35%, «если правительство упустит время и не прислушается к указаниям Президента». Показав себя, несмотря на молодость, зрелым политиком и экономистом, Рябец предложила при этом меры, которые, по ее мнению, не дадут инфляции приблизиться к названному ею опасному рубежу.

Более расширенные и углубленные варианты антиинфляционных мер приводили в своих выступлениях и другие участники слушаний. Но мало у кого сегодня есть уверенность в том, что они окажутся действенными.

Дело в том, что почти одновременно Украина получила и второй удар. Россия объявила о миллиардных украинских долгах за использованный российский (именно российский) газ и даже пригрозила, что перекроет газовый кран. Чем закончится газовое противостояние, инициированное премьер-министром вопреки четкой позиции Президента? В тот же четверг на одном из телеканалов, отвечая на вопрос, считает ли он заявления «Газпрома» реакцией на соответствующие заявления украинского правительства, глава государства сказал: «В сущности, да. Я боюсь, что на украинский газовый рынок большой порцией допускается политика». Он также отметил, что «политическая болтовня об изменениях условий транзита обернется нам тем, что цена украинского газа возрастет процентов на 30%».

Можно ли объединить эти два, казалось бы, не связанные между собой события и считать их следствием или отражением каких-то объективных, независящих от руководства страны обстоятельств? Увы, скорее наоборот. Международный финансовый кризис до нас еще практически не докатился, хотя изменение на мировом рынке некоторых цен, в том числе на продовольствие и металл, на нашей ситуации, безусловно, сказалось. Однако, похоже, далеко не так сильно, как то, что мы делаем со своей страной и обществом сами.

С одной стороны, это бесконечные разговоры о социальных инициативах, зачастую не подкрепленные элементарным арифметическим расчетом, а с другой — чрезмерная задиристость в разговорах о газовых проблемах. Неспроста все серьезные экономисты стараются не делать публичных прогнозов. Но в своей среде они нередко дают волю словам. Даже народный депутат (БЮТ) Юрий Полунеев, обосновывая антиинфляционные меры, обронил в четверг фразу о возможности в стране финансового кризиса и кризиса ликвидности банковской системы. А очень сдержанный и осторожный обычно академик и директор Института экономического прогнозирования Валерий Геец указал, что инфляция в Украине возрождается в результате того, что «политика и экономика стали заложниками друг у друга». Он предложил ветвям власти, Нацбанку и оппозиции подписать меморандум, ограждающий страну от мер инфляционного характера, и предупредил, сославшись на опыт современной Венгрии, что в противном случае все закончится очень жесткими мерами, которые приведут к потере даже нынешнего уровня жизни населения. Хорошо бы, если бы это был не прогноз специалиста, а всего лишь его эмоции...

Продолжение темы на стр. «Э К О Н О М И К А »

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ