Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ОПЕРЕДИТ ЛИ КИЕВ МОСКВУ В СОПЕРНИЧЕСТВЕ ЗА КНЯЖЕСКУЮ КОЛЛЕКЦИЮ?

14 апреля, 2000 - 00:00

 

У нас появился редкий шанс приобрести и превратить в
музей всемирно известную коллекцию театральной живописи потомка киевских
Рюриковичей Н. Д. Лобанова-Ростовского.

Коллекция состоит из тысячи первоклассных произведений
— живописных свидетелей давно прошедших спектаклей, многие из которых были
созданы режиссерами мирового класса: С. Дягилевым, В. Мейерхольдом или
же нашим земляком А. Таировым. Художники, произведения которых собирает
князь, представляют серебряный век — первые десятилетия XX века. Они родом
из России, Украины, Грузии, Армении. Лобанов- Ростовский мог бы сказать
о себе как когда-то Екатерина II: «Я князь поневоле, а по призванию — коллекционер».
С 1950-х и до сих пор Никита Дмитриевич объездил едва ли не весь мир. Он
знакомился с художниками начала века, их родственниками, друзьями. Ориентируясь
на свой вкус (как оказалось, безупречный), покупал не аукционных фаворитов,
а неизвестных тогда нынешних кумиров. Он открывал для себя и Запада величие
культуры своей родины. «У меня, — говорит Никита Дмитриевич, — был повод
отрицать стереотипные стадные заявления о коммунистической угрозе, ракетах
и ГУЛАГе одной фразой: «Посмотрите на картины в моем доме. Вот она, моя
Отчизна — умная, добрая, талантливая и красочная».

Углубляясь в русскую историю, Н. Лобанов-Ростовский выяснил:
корни многих явлений ведут в Киев. Он приезжает сюда, посещает сестру великого
Малевича, находит дом Экстер, покупает рисунки Богомазова (и дарит их музею
Гугенгейма в Нью- Йорке). А главное — он узнает, что именно в Киеве существовала
достойная удивления по силе и качеству сценографическая школа Александры
Экстер, в которой соединились суровость новейшего французского стиля с
изобилием цветов и красок украинского народного искусства. Кубофутуризм
на театральную сцену (и не только украинскую, но и русскую, немецкую, французскую)
принесли из Киева Экстер и ее последователи. Их труды пополнили коллекцию
князя, и эту часть он называет «моя украиника». «Я был поражен, — признается
Н. Лобанов-Ростовский, — что в Киеве увидел много произведений мирового
класса». Все это было скрыто от человеческого взора так далеко, что немногие
догадывались о великом прошлом украинской сценографии. Эти произведения,
отмечает Никита Дмитриевич, если поставить их рядом с Пикассо или Браком
— французскими мэтрами, нисколько не потеряли бы в силе, а выиграли бы:
более заметным стало бы их своеобразие.

Как и сохраненные им произведения, князь не избежал сталинских
репрессий. Он родился в эмиграции в Болгарии, куда бежали от большевистского
террора его родители. «Мы стали изгнанниками, не имея никакой вины, кроме
аристократического происхождения». В 1946 году отца, мать и одиннадцатилетнего
Никиту посадили в тюрьму, каждого в одиночную камеру. «Сидели элитарно,
в одиночку», — невесело шутит Никита Дмитриевич. Каторжный труд в рудниках.
«Я обносился. На помощь пришла смекалка зека. Сделал в мешке три дырки
и натянул на себя... Эмиграция — незавидное существование. Не дай вам Бог
жить в эмиграции».

Итак, коллекция Лобанова-Ростовского стала культурным явлением
глобального ранга. Других такого уровня частных собраний в мире нет. Этот
уникальный ансамбль следует сохранить нераздробленным. «Наше собрание отражает
слой общерусской культуры с ее неповторимыми достижениями как в России,
так и в эмиграции. Я узнал, что нашу коллекцию изъявило желание приобрести
правительство Москвы. Я отдал всю жизнь этому делу, и для меня было бы
личным успехом увидеть ее в столичном музее».

Никита Дмитриевич соглашается и на то, чтобы его собрание
стало музеем в Киеве. Для этого киевлянам следует объединить частный капитал
с государственными гарантиями. Коллекцию можно было бы, например, экспонировать
в старинном особняке на Московской улице — филиале Музея истории Киева,
сопроводив обширной информацией о коллекционерах (т.е. супругах Нине и
Никите Лобановых-Ростовских), о художниках, в том числе и украинских, которых,
как уже говорилось, в коллекции Н. Лобанова-Ростовского было достаточно,
о режиссерах и спектаклях. А поскольку на эту коллекцию есть спрос во всем
мире, то средства, израсходованные на ее приобретение, вернулись бы довольно
скоро. Уже сейчас к владельцу поступили просьбы выставить коллекцию в Париже
и Мадриде.

В силу неблагоприятных исторических обстоятельств наш город
потерял много художественных ценностей: произведения самого знаменитого
украинца Казимира Малевича, скифское золото, картины Александра Богомазова,
этого украинского Пикассо, мозаики Михайловского Златоверхого собора. Как
бы хотелось, чтобы этого не произошло с театральной коллекцией, собранной
неутомимым потомком князя Владимира Великого.

P . S . По поводу коллекции Лобановых-Ростовских
украинские деятели культуры направили открытое письмо вице-премьеру Украины
Николаю Жулинскому, министру культуры Богдану Ступке, мэру Киева Александру
Омельченко. В письме, в частности, говорится: «На протяжении последних
лет мэрия Москвы вела переговоры о приобретении для музея современного
искусства России этой коллекции. Ныне, как сообщает владелец, по его инициативе
эти переговоры заморожены.

По словам Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского, он не
против того, чтобы коллекция была приобретена Киевом и постоянно экспонировалась
здесь.

Собрание Лобанова-Ростовского состоит из картин наиболее
выдающихся художников Российской империи и СССР, среди которых немало украинских
художников мирового уровня: К. Малевич, A. Петрицкий, В. Меллер, А. Богомазов,
А. Экстер, А. Хвостенко-Хвостов, М. Андриенко-Нечитайло, В. Татлин, М.
Ларионов, П. Челищев, А. Тышлер, И. Рабинович.

В коллекцию также входят произведения таких корифеев русского
авангардного искусства, как Н. Гончарова, А. Родченко, Л. Попова, А. Веснин,
И. Нивинский. Они были представителями новаторских стилей, которые возникли
в XX веке — кубизм, футуризм, экспрессионизм, конструктивизм.

Ядром коллекции является, бесспорно, авангард. Но творческие
течения предыдущей эпохи (конца XIX — начала XX века): символизм, импрессионизм,
национальный реализм, сецесия — потеснены первостепенными именами и произведениями:
М. Врубель, К. Коровин, Л. Бакст, А. Бенуа, И. Билибин.

Коллекция собиралась на протяжении многих десятков лет
в различных странах — Англии, Франции, США, Германии, Греции, России, Украине.

...Род Лобановых-Ростовских, который происходит от Владимира
Великого Рюриковича, всегда был связан с Украиной. Яков Лобанов- Ростовский
в начале XIX века был генерал-губернатором Украины. Сам Никита Дмитриевич
является щедрым дарителем украинских музеев: музею Шевченко он подарил
акварельный пейзаж нашего Кобзаря, а Национальному художественному музею
— этюд И. Репина «Запорожец» и 15 театральных эскизов А. Экстер. Он и далее
собирается пополнять музеи Киева и консультировать их по вопросам украиники
на международных аукционах.

Приобретение коллекции Н. Д. Лобанова-Ростовского Киевом
подняло бы творческий и государственный авторитет нашего города и Украины
на несколько позиций».

СПРАВКА «Дня»

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский родился 6 января
1935 года в Софии. Гражданин США, в 1958 году окончил Оксфордский университет
(магистр геологии), в 1960-м — Колумбийский университет в Нью-Йорке (магистр
экономической геологии), в 1962 году — Нью-Йоркский университет (магистр
банковского учета). Работал геологом-разведчиком нефти в Аргентине, впоследствии
сделал карьеру в престижных американских банках, до 1997 года был советником
фирмы «Де Бирс» (добыча и продажа бриллиантов). Член Американской ассоциации
геологов-нефтяников и Американского института инженеров горнодобывающей,
металлургической и нефтяной промышленности. Активно занимается общественной
деятельностью. Является пожизненным членом Союза благотворителей музея
Метрополитен (Нью-Йорк), членом Союза фонда Кирилла и Мефодия (София),
правления Института современной русской культуры (Лос-Анджелес), Ассоциации
американских ученых российского происхождения в Нью-Йорке и членом Общества
коллекционеров в Москве. Автор ряда научных трудов, среди которых следует
отметить книги: «Русские художники и театр» (1969), «Финансирование торговли»
(1980), «Банковское дело» (1982). Проживает в Великобритании.

Дмитрий ГОРБАЧЕВ 
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ