Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ОПРОС «Дня»

30 августа, 2001 - 00:00


— Каковы перспективы гривни?

Антонина ПАЛАМАРЧУК, вице-президент Ассоциации украинских банков:

— Я считаю, что в этом году гривня будет стабильной, поскольку нет никаких признаков того, что она может резко девальвировать. Мне кажется, что поводов для беспокойства до конца этого года не должно быть. Конечно, незначительные колебания курса возможны, но какие-либо неожиданные срывы не предвидятся. В пользу этого говорят работа промышленности, нынешний сбор урожая, действия Нацбанка по покупке валюты, взвешенное отношение банков к проводимой финансовой политике. Что касается прогноза на будущий год, то его должен делать Нацбанк — он считает бюджет, эмиссию и т.д. Есть много факторов, которые могут повлиять на курс гривни — начиная от климатических условий и заканчивая политической нестабильностью. Однако, учитывая то, как действует Нацбанк, на мой взгляд, будет сделано все, чтобы гривня не «сорвалась», поэтому я не думаю, что существует угроза резкого изменения курса гривни.

Игорь БУРАКОВСКИЙ, старший экономист Киевского центра Института Восток — Запад:

— До конца года возможны некоторые колебания курса гривни в очень небольших пределах, однако в целом курс существенно не изменится. В будущем году, как мне кажется, гривня все-таки будет девальвировать — она окажется где-то в районе 5,50 грн. за доллар. На сегодняшний день есть много элементов неопределенности: что будет в следующем году — как пойдет приватизация, придет ли в Украину инвестор, насколько реальным будет бюджет и т.д. Не зная ответов на эти вопросы, трудно давать прогноз. Но если исходить из того, что мы имеем на данный момент, то мой прогноз будет именно 5,50. Если говорить о политическом факторе, то есть о предстоящих парламентских выборах, то для курса гривни он является второстепенным.

Виталий АВГУСТИМОВ, президент корпорации «Укрэлекор»:

— На денежно-валютном фронте у нас, по-моему, полная неразбериха: цены растут, значит, есть инфляция, а гривня постоянно укрепляется... Даже какое-то странное чувство при этом возникает. Министр финансов Игорь Митюков тоже, наверное, недоумевает и, кажется, не знает, каким будет курс национальной валюты в будущем году. В прошлом году, когда составлялся нынешний бюджет, он тоже не знал: говорил 6,2 грн. за $1. А что мы имеем сейчас? И это — министр финансов, человек, общающийся с МВФ и все спрашивающий у него, когда деньги дадут?! Так что рядовому человеку сегодня судить о перспективах гривни очень трудно, а тем более трудно ориентироваться в этих условиях на рынке — не знаешь, чего ждать. Экономика, вроде бы, растет. Хороший результат дало сельское хозяйство. Заработала легкая промышленность. Металлургия остается источником валюты для страны. Но где отрасли, которые должны определять лицо государства? Где радиоэлектроника, где высокие технологии? Кока-колу к ним отнести, что ли? Я что-то не вижу, чтобы уменьшилось количество людей, торгующих на базарах (а это, в основном, квалифицированные работники промышленности). Кто же тогда работает, если все там торгуют? Это наблюдение подталкивает меня к мысли, что раньше или позже, но гривне все равно не устоять. Ей, по-моему, будет очень плохо. Это сейчас какое-то затишье. Но, не дай Бог, разразится буря. Если государство не начнет поддерживать высокие технологии, нам будет плохо. Почему у металлургии должны быть льготы, а у радиоэлектроники нет? Считается, что металлургия — валютоприносящая отрасль. Но кому нужна эта валюта! Стабильной гривня будет тогда, когда экономика станет стабильной. Вы посмотрите, сколько мы производим тракторов, комбайнов, автомобилей... В Германии же автостроительная промышленность дает до 10% ВВП. А мы добываем уголь разваливающейся и травмоопасной техникой с глубины 1,5 км. Однако в ближайшее время, по-видимому, все будет нормально. И, тем не менее, все чего-то ждут. Прошло уже и 18 августа, но в России, где в 1988 году именно в этот день разразился финансовый кризис, все спокойно. Хотя там тоже ходят разные слухи. По одним, рубль должен вырасти против доллара в два раза, по другим — он «долбанется», и его ждет невиданное падение. Что касается Украины, то я могу сказать, что все зависит от политики правительства. Если будут создаваться новые рабочие места, особенно в машиностроении, приборостроении, в высоких технологиях, то гривня будет чувствовать себя хорошо. Но при этом она, конечно, должна падать. Потому, что так делают все валюты. Именно за счет небольшой инфляции поднимаются все государства. Это — небольшой, но действенный стимул к развитию.

Ирина ЗАРЯ, президент Первой фондовой торговой системы:

— В ближайшее время курс гривни по отношению к доллару вряд ли сильно изменится. Этому способствует нынешняя макроэкономическая ситуация. Хотя текущие проблемы металлургов, обеспечивших положительное торговое сальдо в первом полугодии, существенное отставание темпов приватизации от запланированных и вероятность новой волны антидемпинговых процессов против наших экспортеров могут привести к некоторой девальвации гривни в последние месяцы года. Хотелось бы отметить, что текущая ситуация на мировом финансовом рынке, вероятно, не окажет серьезного влияния на финансовый рынок Украины. Необходимо помнить не только о временном ослаблении американской экономики, но и о проблемах в экономическом развитии ведущих стран Европы. Спрогнозировать поведение гривни в следующем году достаточно сложно. Можно сказать одно: выборы в парламент окажут определенное влияние на финансовый рынок Украины. Кроме того, никуда не исчезнут и проблемы экспортеров.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, Петр ИЖИК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ