Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Опровержение Хантингтона

Турция подтвердила репутацию политического союзника Запада
10 октября, 2003 - 00:00

Возобновление возможностей. Возможно, утраченных возможностей. Опровержение Хангтингтона: именно так можно охарактеризовать решение мусульманской Турции отправить свои войска в Ирак. Десять тысяч военных, которых перебросят в центральную часть послевоенного государства, могут восстановить реноме Анкары как верного и последовательного партнера Соединенных Штатов. Правда, турецкое решение неоднозначно восприняли в самом Ираке.

На протяжении всего периода «иракского кризиса» Турция неоднократно демонстрировала свою неуверенность и действовала больше под влиянием внутренних страхов и переживаний, на то время вполне адекватных. В марте нынешнего года Вашингтон обратился к Анкаре с просьбой открыть «северный фронт» на турецкой территории. Турки мотивировали отказ как минимум двумя причинами. Во- первых, сильное сопротивление мусульманской общественности внутри страны побуждало правительство к соответствующим действиям — если не противостоять воинственной кампании против побратимов по религии, то по крайней мере не принимать в ней активного участия. Во-вторых, никто не мог в то время спрогнозировать, не нанесет ли в ответ удар Ирак. Не исключено, что в случае внешней атаки Багдада наиболее могла бы пострадать именно Турция. Не уступила Анкара даже тогда, когда американцы обратились с просьбой создать так называемый «транспортный коридор» на турецких землях, по которому военные Соединенных Штатов могли бы продвигаться к северному Ираку.

Нынешняя неделя для Турции была решающей. В понедельник турецкое правительство передало парламенту свое предложение отправить войска в Ирак. Решение парламентариев было непрогнозируемым. С одной стороны, в турецком законодательном органе преобладают проправительственные силы. Но с другой — политическая карьера для любого из депутатов могла оказаться важнее, нежели соображения стратегических выгод для государства от участия в явно рискованной миссии по стабилизации иракской ситуации. Принятие непопулярных среди избирателей решений — всегда дело непростое и иногда больно бьет во время очередной предвыборной гонки. Турецкие депутаты сумели переступить через личный меркантилизм. Впрочем, не стоит делать столь безапелляционные выводы. Во-первых, парламентское заседание в Турции проходило в закрытом режиме (поэтому депутаты могли не волноваться о «мести» электората на выборах). Во-вторых, у Анкары есть намного больше интересов в Ираке, а потому не стоит сводить все только к желанию улучшить отношения с Вашингтоном. Но и это, кстати, немаловажно. По-видимому не случайно пару недель назад президент США Джордж Буш заявил, что Анкаре могут предоставить кредит на $8,5 млрд. В любом случае большинство турецких парламентариев проголосовали за отправку своих военнослужащих — 358 против 183 голосов.

Выгоды турецкого присутствия именно для турок прекрасно понимают и в самом Багдаде. Настолько, что даже выступили против прибытия солдат из соседней страны. Правящий совет Ирака (скомпонованный американцами) едва ли не впервые выступил против политики США. А именно — члены этого органа выступили против направления турецких войск. Иракцы побаиваются, что турецкое присутствие спровоцирует серьезное противостояние внутри страны. В Багдаде обеспокоены, что турки начнут выяснять отношения с курдами (среди которых, кстати, немало перебежчиков из Турции). Известно, что Анкара стремится притормозить процесс сепаратизации курдов, поскольку гипотетически не исключаемое создание независимого Курдистана из северных территорий Ирака может привести к очередному кровопролитию в самой Турции. Кстати, командир пятитысячной армии курдских боевиков в Ираке Осман Оджалан (брат пресловутого лидера турецких курдов Абдуллы Оджалана, ныне отбывающего заключение) предупредил, чтобы турки даже не планировали выбрать местом дислокации север послевоенной страны. Другая причина обеспокоенности иракцев, дескать, турки попробуют присоединить к себе окрестные территории богатого нефтью иракского Киркука. Кроме того, отдельные представители Правящего совета Ирака побаиваются усиления туркменского меньшинства, которое поддерживает Анкара. Наконец, иракцы обеспокоены возвращением в страну бывшего колонизатора (Ирак был частью Османской империи на протяжении четырех веков).

Прийти к пониманию пока что не удалось. Однако, почти наверняка, это дело времени. Сложившаяся сейчас ситуация станет новым испытанием для всех сторон. Испытанием на умение просчитывать шаги, не соблазняясь временными успехами или же пугаясь рискованных вызовов...

КОММЕНТАРИЙ

Синан ОГАН, Центр стратегических исследований Евразии (ASAN), Анкара

— В марте Анкара отвергла просьбу американцев открыть на территории Турции «второй фронт» в войне против Ираке, но на то были свои причины. Тогда Турцию просили действовать фактически во имя войны. Сейчас война закончилась — мы идем в Ирак с миром и дружественными намерениями.

Решение Турции было продиктовано тремя причинами: политической, стратегической и экономической. Если говорить о политическом факторе, то для Анкары важно поддерживать хорошие отношения с Соединенными Штатами. В стратегическом плане решение объяснимо курдским вопросом. Анкара никогда не допустит создания независимого Курдистана, поэтому Турция должна присутствовать в Ираке и влиять на процесс в этом плане. Наше правительство против раскола в Ираке, против его распада на шиитское, курдское или другое государство. Относительно экономического фактора: Багдад был важным торговым партнером Турции до введения эмбарго против Ирака. После американской операции в Ираке для Турции появился шанс возобновить прошлое сотрудничество с соседней страной.

Решение для Турции было очень сложным. Хотя нельзя сказать, что все турецкое население выступало против отправки войск в Ирак. Подобные настроения преобладают больше среди турецких курдов. За отправку солдат ратовал лично премьер-министр страны, он убедил парламентариев в целесообразности принятия положительного решения. Некоторые члены Правящего совета Ирака выступают против прибытия турецких солдат, однако не они будут принимать окончательное решение. Кто создал этот совет? — Соединенные Штаты. Поэтому у Правящего совета не будет иного выбора, как прислушаться к аргументам Вашингтона.

Хочу подчеркнуть, что Турция посылает в Ирак не только своих солдат. Она посылает специалистов в различных сферах для возобновления нормальной жизни в послевоенном государстве. Мы едем не с оружием, а с добрыми намерениями.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ