Мало кто будет возражать, что сегодня образование имеет большую ценность в нашем обществе и что его цена все время растет (как в прямом, так и в переносном смысле). Растет, в частности, вместе с безумным развитием современных компьютерных технологий и накоплением информации. Не напрасно богатые люди так заботятся о том, чтобы их дети получали образование и изучали иностранные языки в западных университетах. Украина, однако, никогда не станет современным, в полном смысле этого слова, государством, если ее рядовой гражданин не будет иметь среднестатистического современного образования, которое он сможет получить у себя дома, а не за границей. Речь идет именно об образовании, а не о дипломах и сертификатах, на которые так щедра сегодня наша многоликая система образования.
Сегодня предоставляем нашему читателю интервью с отцом-доктором Борисом Гудзяком, который этой весной был переизбран ректором львовского Украинского католического университета (Украинская греко-католическая церковь) — на вторую пятилетнюю каденцию.
— Прошу глубоко уважаемого отца- доктора познакомить наших читателей со структурой Украинского католического университета (УКУ) — факультеты, специальности, филиалы, места практики, а также численность преподавателей. Часто ли бывают гости-преподаватели из-за рубежа?
— УКУ высшее учебное заведение, которое начиналось с философско-богословского факультета. Теперь у нас есть Гуманитарный факультет и Катехитически-педагогический институт. Кроме того, есть еще семь институтов, которые иногда проводят учебную деятельность, но прежде всего занимаются исследовательским и научно-издательским трудом. В УКУ есть ряд богословских и гуманитарных специальностей, а теперь появляются специальности социального направления. В будущем мы намерены открывать факультет социальных наук. Однако наш университет относительно маленький.
— Есть ли в других посткоммунистических странах подобные университеты? Кто его субсидирует — государство? Еще вопрос — на ваших факультетах учатся только греко-католики?
— Это единственный Католический университет на территории бывшего Советского Союза. У нас нет государственной финансовой поддержки и финансирования из бюджета Церкви. Большинство наших программ является неприбыльными, поэтому университет живет на ктиторские пожертвования, из различных западных фондов и грантов. Это создает динамику и побуждает к ответственности. У нас есть пятьсот студентов и около ста шестидесяти преподавателей. Пропорция преподавателей к студентам является очень высокой. Как преподаватели, так и студенты различной национальности и различной конфессиональной принадлежности. Поступая в УКУ, абитуриент не должен предъявлять «конфессиональный паспорт». Есть лекторы, которые приехали из других стран: России, Польши, западноевропейских стран, Америки.
— Отче-доктор, когда и у кого родилась мысль об основании УКУ? Что стало лозунгом УКУ? Что считаете главным — духовную или профессиональную подготовку?
— Первые намерения о создании такого университета выразил Митрополит Андрей Шептицкий в 1905 году. Однако, до Первой мировой войны, когда Галичина находилась под властью Австро-Венгрии реализовать их не удалось; а тем более в межвоенный период, когда мы входили в состав Польши. Но уже в те времена Митрополит Андрей создал Львовскую греко- католическую Богословскую академию, которая в конце 30-х должна была перерасти в Католический университет. Но опять началась война. Советская власть закрыла Академию, ректор и Глава УГКЦ Иосиф Слепой был арестован.
В 1963 году Иосиф Слепой переехал в Рим, а в ноябре того же года декларировал создание УКУ под лозунгом: «Наука собирает в рассеянье сущих». Символом Богословской академии стала икона Святой Софии Мудрости Божьей, поскольку в тот период, когда Львов находился под семью различными странами, Митрополит Андрей Шептицкий значительное внимание уделял возвышению человека к Божьей Мудрости. И сегодня профессиональная и духовная подготовка в университете неразделимы.
— Почему было выбрано именно такое название — «Украинский католический университет»? Не отпугивает ли слово «католический» молодежь других церквей? Потому что, как иногда кажется, мало кто из них дорос до православных юношей ХVI и XVII веков, которые выбирали себе итальянские или немецкие университеты, т.е. католические или протестантские.
— Название «Украинский католический университет» дал Иосиф Слепой, и мы, после сорокалетней традиции, не меняли его. Покойная коллега, Саломея Павлычко, также настаивала на этом названии, объясняя, что, если «католический» отпугивает, то тем самым он меняет стереотип.
— Часто ли ваши студенты занимаются в Ватиканских университетах? Как они себя там показывают?
— В 2006 году сто семьдесят два студента философско-богословского факультета выехали на обучение за границу: половина — в Италию, другие — в Вашингтон, Варшаву, Оксфорд, Париж, Вену. В Папском библейском институте, который имеет только аспирантуру и докторат, учатся до ста студентов, и это не только семинаристы, а также миряне и мирянки. Треть мирянок этого института — наши студентки. Из первых четырехсот пятидесяти наших выпускников сто семьдесят два получали стипендии в университетах Италии, Австрии, Оксфорда, Канады, Парижа.
— Каким образом поставлено в УКУ изучение иностранных языков? Какая часть студентов в совершенстве овладевает несколькими языками или хотя бы одним?
— Наши студенты изучают пять иностранных языков: греческий, латинский, церковнославянский, английский и на выбор еще один западноевропейский язык (французский, итальянский, немецкий). К тому же почти все легко читают как на русском, так и на польском. Изучению иностранных языков содействуют организованные УКУ англоязычные и немецкоязычные школы за пределами университета, где студенты 3-4 недели живут и разговаривают исключительно на иностранных языках.
— В УКУ делается ли определенный акцент на преподавании основ культуры, истории культуры, классической культуры?
— Цель учебных программ университета — помочь молодому человеку стать образованным, чтобы он, видя проблему, мог ее сформулировать и находить ответы на проблемы. Для этого нужно уметь понимать другого, следовательно, нужно знание искусства, музыки, исторического контекста — всех этих таинств человеческого творчества. Именно в эти двери человеческой души стучит учебная программа УКУ. Студенты изучают историю искусства, богословие иконы, историю сакральной музыки. Есть ряд художественных кружков, в частности театральный.
Все наши студенты изучают предмет, который называется «Христианская духовность в постмодерную эпоху», который помогает молодому человеку читать знаки времени в истории, музыке, литературе. Например, две пары посвящается истории рок-музыки. Я считаю, что образованный человек должен иметь ощущение и критическое мышление относительно различных проявлений высокой популярной культуры.
— Какой сегодня состав студентов УКУ и что их ожидает после получения диплома? Являются ли они настоящими интеллигентами? Сколько выпусков уже сделано? Где работают ваши выпускники? Кого из них больше — духовных или светских? — Кем является студент УКУ? Это человек, который готов плыть против течения. Есть студенты очень способные, есть менее способные, но все они — нерядовые личности. Двух наших студентов Президент Украины пригласил работать в Секретариате Президента. Кое-кто работает во Львовском городском совете, львовских издательствах. Многие наши выпускники специализируются в гуманитарных сферах, а некоторые находят себя в бизнесе. По-видимому, большинство посвящает себя научной деятельности.
Первые выпуски философско-богословского факультета с 1999 до 2005 года имели более или менее равное количество «духовных» и «светских» выпускников, среди которых было немало священников, монахов и монахинь. В этом году у нас первый выпуск гуманитарного факультета. Значит, «светских» среди выпускников УКУ стало больше. Следующие месяцы покажут, где они смогут себя реализовать.
— Господин доктор, расскажите немного о себе — о ваших корнях и жизненном пути. Воплотились ли ваши юношеские замыслы? Чего ждете от будущего?
— Мои родители из Львовщины. Военные события заставили их эмигрировать еще смолоду в Америку. И хотя мои отец и мать жили на расстоянии двадцати пяти километров друг от друга, познакомились они в Нью-Йорк. Там они и вступили в брак. Я воспитывался в штате Нью-Йорк, впоследствии получил еще одно высшее образование в Риме, в Украинском католическом университете, который создал патриарх Иосиф Слепой, и где была возможность очень близко с ним пообщаться. Он жил от нас одним этажом выше, а нас тогда было только одиннадцать семинаристов. Потом я закончил докторские курсы в Гарвардском университете, специализировался на византивистике и славистике. Впервые приехал в Украину в 1988 году, а остался здесь навсегда — в 1992-м. С 1998-го я начал работать над проектом создания УКУ, тогда же стал священником львовской архиепархии УГКЦ. В молодости я мечтал о профессиональном баскетболе и поэтому, если говорить об осуществлении юношеских надежд, — я полный неудачник.
— Прошу познакомить читателя со своими научными исследованиями, научными интересами и книгами. Какие темы исследований вас особенно привлекают?
— Меня интересуют центральные, ключевые, возможно, нелегкие темы. Докторат я писал о Брестской унии, посвятил около десяти лет работе в библиотеках и архивах различных стран. Основным плодом исследования стала монография — «Київський патріархат. Київська митрополія. Генеза Берестейської унії» и серии конференций «Берестейські читання», которые вышли в четырех томах.
В Украине я имел честь работать над историями жизни репрессированного духовенства. Для меня как историка была большая разница в методах работы над исследованиями эпох ХVI—XX веков. Если исторические темы я прорабатывал по архивным источникам, то ближайшие к нашему времени — по созданным мной записям устной истории. Проект «Образ сили і духу» — это устная история подпольной жизни украинских греко-католиков — насчитывает почти две с половиной тысячи интервью и несколько тысяч фотографий и документов, которые всесторонне освещают жизнь тех, кто не шел на компромисс с советской системой. Эта вторая тема, которая еще нуждается в синтетическом анализе, для меня очень увлекательна, потому что она демонстрирует то, как человек под Божьей опекой может преодолевать невыразимые трудности.
— К какой эпохе в истории Украины у вас особая симпатия? Хотели бы «вмешаться» в прошлое и что-то важное там исправить?
— Я не всегда могу справиться с современными задачами. Дай Бог, чтобы отважные аналитики прошлого не могли поправлять всего того скромного, что я собираюсь делать.
— Известно, что вы занимались спортом. Когда и где это было? Только баскетболом? Есть ли у ваших студентов возможность заниматься спортом в университете?
— У меня с отцом было одно основное хобби — лыжи. Теперь мне тяжелее систематически заниматься спортом из-за отсутствия времени. Хотелось бы, чтобы наши студенты были физически развиты. Приятно отметить, что футбольная команда семинарии считается одной из лучших во Львове среди команд учебных заведений. А сейчас мы планируем построить университетский городок, где будут предусмотрены спортзалы и различное оборудование для физкультуры.
— Какие другие внепрофессиональные интересы у господина ректора? В музыке, живописи? Используете ли их в своей педагогической работе?
— Помимо профессии я интересуюсь вопросами пространства и архитектуры не только как художественным творением, а как средой глубокого, благородного и возвышенного общения. Для меня важен результат дизайна, но не менее важным является сам процесс подключения различных работников, которые будут общаться в этом сооружении. Я не являюсь сторонником быстрого построения церквей или некоего ктиторства, когда один человек дает деньги и вскоре возникает церковь. Я уверен, что та вещь, которая рождается благодаря причастности более широкого круга людей, благодаря жертвенности многих, имеет перспективу на долговременное существование. Именно в этом состоит разница между средневековыми соборами и современными банками. Эти соборы стоят века, а то и тысячелетия. А немало наших банков будут разбираться еще при жизни их творцов.
— Каковы ваши прогнозы относительно православной ситуации в Украине? Есть ли, по вашему мнению, какие-то средства ее улучшить?
— Мои надежды в отношении православной ситуации в Украине связаны с упованиями на то, что христианство будет развиваться аутентично — именно как христианство. Тогда все невзгоды, причиненные человеческой слабостью, будут стираться. История христианства нам показывает, что некоторые церковные разделы являются долговременными, а это, на мой взгляд, связано с тем, что в церковной жизни не всегда присутствует аутентичная христианская духовность. Христианство с самого начала было движением качества, а не количества. Поэтому мне кажется, что перспективы христианства будут зависеть от относительно малого количества лиц и общин, которые искренне желают правдивой духовности.
P.S. Приносим благодарность пресс-атташе УКУ, господину Петру Дидуле за содействие газете «День» в получении интервью.