Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ПАКТ о ненападении

Торговцы бензином и правительство ищут компромисс
16 февраля, 2002 - 00:00

На следующей неделе Кабинет Министров подпишет Меморандум о сотрудничестве с украинскими производителями нефтепродуктов. Об этом объявил премьер- министр Анатолий Кинах. Ожидается, что документ исключит принятие каких-либо распоряжений правительства по регулированию рынка топлива без согласования с крупнейшими нефтетрейдерами. В группу по формированию государственной политики на рынке бензина войдут компании-собственники нефтеперерабатывающих заводов.

Искать компромисс с нефтетрейдерами правительство начало вовремя. После отмены налоговых льгот для СП и возобновления с первого января уплаты НДС на импорт нефти в Украине сложились предпосылки к ценовым играм на рынке бензина. Ухудшение налогового режима привело к падению производства нефтепродуктов. По данным Госкомстата, шесть нефтеперерабатывающих заводов страны в январе снизили объемы переработки нефти до 1,365 млн. тонн с 1,383 млн. тонн в декабре 2001 года. Эта тенденция возобновилась впервые за последние два года, так что правительству было от чего испугаться.

Еще до подписания Меморандума Кабинет Министров поспешил обрадовать нефтетрейдеров утешительными новостями. НДС за январь им позволили уплатить не деньгами, а векселями. Эта поблажка будет действовать на протяжении всего первого квартала. «Мы будем искать пути сотрудничества с нефтетрейдерами, чтобы ценовая ситуация оставалась стабильной», — заявил министр экономики Александр Шлапак. Отметим, что бензин в январе уверенно дорожал практически во всех областях страны. Минэкономики прогнозировал месячный рост цен на 6—12%, но реальное удорожание в некоторых регионах достигло 15%. В первой половине февраля цены немного снизились, но на предыдущие позиции уже, конечно, не вернутся.

В результате новогоднего введения НДС на нефть, а также акциза на бензин, цена бензина в Украине стала выше, чем в Беларуси и России. Александр Шлапак в связи с этим резонно предполагает, что возникает риск роста импорта, и вытеснение отечественных производителей с внутреннего рынка. Бороться с ввозом бензина министр экономики планирует введением пошлин. Ожидается, что таможенные зборы на импорт нефтепродуктов станут такими, чтобы сделать импорт невыгодным. «Сейчас мы думаем над размером этих пошлин, решение правительство примет в ближайшее время», — сообщил министр. Очевидно, именно решение по этому вопросу станет дебютом лоббистской группы, в которую правительство пригласило объедениться крупнейших нефтетрейдеров.

«Прекращение ввоза нефтепродуктов в Украину станет основным направлением работы государства в этой отрасли на ближайший год», — заявил глава Госнефтегазпрома Михаил Кальченко. По его словам, это даст возможность отечественным нефтеперерабатывающим заводам установить новый рекорд производительности. Отметим, что производство бензина, мазута, и дизельного топлива в прошлом году увеличилось в два раза. Произошло это в результате приватизации украинских НПЗ преимущественно российским бизнесом, и как следствие, активизации поставок нефти. В этом году планируется рост поскромнее: 8% по бензину — до 4 миллионов тонн, и 17% по дизтопливу — до 5,4 миллиона тонн.

Во время последнего визита в Россию Президент Леонид Кучма встретился с руководством Тюменской нефтяной компании, владеющей Лисичанским нефтеперерабатывающим заводом. Судя по тому, что встреча проходила за закрытыми дверьми, в ближайшее время ТНК на украинском рынке будет предпринимать что-то глобальное. Конкуренты тюменцев тоже не дремлют. 4 февраля в Москве «Роснефть», «Казахойл» и Группа «Альянс» подписали соглашение о сотрудничестве по проекту развития Херсонского нефтеперерабатывающего завода. Теперь херсонцев будут радовать поставками нефти не только из Казахстана, но и из России. Кроме того, запланировано расширить сеть заправок, и возможно, со временем все-таки инвестировать 120 миллионов долларов в реконструкцию завода. «Лукойл», владеющий Одесским НПЗ, на этой неделе подписал договор с киевской сетью заправок «Этрекс», а в течение ближайших трех лет попробует расширить количество собственных АЗС с 82 до 150. Немного с опозданием, но все-же встрепенулась и «Укрнефть», обеспечивающая Кременчугский НПЗ. По словам ее генерального директора Олега Салмина, в планах компании тоже построить свою систему реализации бензина.

Все это означает, что недостатка в топливе Украина испытывать не должна. А значит, январский ценовой скачек быстро сотрется с водительской памяти. Если, конечно, парламент или правительство не решат вдруг снова повысить «бензиновые» налоги. Чтобы этого не произошло, нефтетрейдеры постараются, очевидно, побольше обязательств правительства вписать в Меморандум, и потом почаще на него ссылаться. Ну и, видимо, совсем на крайний случай, в предвыборных списках почти всех правых и центристских партий и блоков присуствуют представители нефтяного бизнеса.

Сергей СЫРОВАТКА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ