Откровенно говоря, событие, о котором пойдет разговор далее, — из разряда тех, которые показывают настоящую прочность, цену и силу украинской независимости, нашей государственности вообще. 27 октября в Одессе состоялось давно уже анонсированное (и не раз отложенное из-за сопротивления патриотично настроенной общественности) открытие так называемого памятника основателям города, в центре которого — скульптурная фигура императрицы Екатерины II (кстати, правомерность предоставления этой монархине статуса «основательницы» города правильно отрицается многими историками; см., например, статью Тараса Чухлиба в «Дне» от 08.09.07). Эта акция, справедливо расцененная значительной частью одесситов как украинофобская и способствующая разжиганию межнациональной вражды, сопровождалась столкновениями протестующих людей с «Беркутом», которому, очевидно, был дан приказ охранять памятник «хищной волчице» (так писал о ней Шевченко!), той самой царице, которая уничтожила Запорожскую Сечь и закрепостила украинских селян...
Можно долго рассуждать на тему «консолидирующего» эффекта подобных акций (как это делают известные представители Партии регионов: мол, пусть во Львове устанавливают памятники Степану Бандере, а в Одессе — Екатерине II; ведь мы же демократическое государство!). Однако «День» все же решил обратиться к нашим экспертам с таким вопросом: «Как такое вообще стало возможным в Украине на 17-м году Независимости, и о чем это, на ваш взгляд, свидетельствует? Кто должен нести политическую ответственность за события, связанные с открытием памятника?
Владимир ПАНЧЕНКО, профессор Национального университета «Киево Могилянская академия»:
— Честно говоря, мне стыдно за Одессу и ее власть. Это же надо: установить на одной из главных площадей города памятник «голодной волчице» (так называл Екатерину II Тарас Шевченко)! Когда Э. Гурвиц и его чиновники говорят, что они восстановили памятник основателям города, то это, конечно, казуистика. Ведь давно известно, что Одесса начиналась не с указа императрицы. Это доказано исследованиями многих авторов — от профессора Новоросийского университета Марковича до современного историка Болдырева, — которые утверждают, что Одессе не 200 лет, а более 600. Во всем мире города ищут максимально глубокую свою историю — и это нормально. А здесь все наоборот, что объясняется только одним — идеологической заангажированностью одесской власти, желанием привязаться к российским именам, к «Новоросии».
Именно в этом, по моему убеждению, суть того, что произошло. В экспансии. В национальном самоунижении. Только недостатком национального самоуважения можно объяснить тот факт, что в Украине увековечиваются те, кто Украину же и уничтожал. Не буду повторять общеизвестное (о ликвидации Екатериной II Запорожской Сечи, насаждении крепостничества, политике русификации), вспомню только один эпизод. Взойдя на престол, Екатерина II «перекупила» украинскую элиту, поставив казацкую старшину перед необходимостью добиваться дворянских прав. И вчерашние полковники дружно начали «переодеваться» в российских дворян! Так Украина потеряла свою важнейшую прослойку. Украинская нация до сих пор не может прийти в себя. И до сих пор в нашем политикуме полно тех, для кого российский интерес важнее украинского, кто за государственный счет работает на соседнее государство. Днепропетровско-симферопольско-одесская «екатериномания» только гротескно подчеркивает эту тенденцию.
Мне, кстати, не понятна позиция Президента Украины, который никак не отреагировал на протесты интеллигенции, общественных организаций, духовенства против намерений Э. Гурвица увековечить Екатерину II. А «Наша Украина»? Для видимости она якобы отреагировала заявлением несогласия, однако я что-то не слышал, чтобы Гурвица выводили из политсовета этой партии. Типичное малороссийство! И почему не реагировали правоохранительные органы, когда сносился/переносился памятник потемкинцам, который имел статус памятника государственного значения?
В Одессе прошла моя юность; я там жил 14 лет (учился, потом работал в университете имени И. Мечникова), поэтому мне особенно больно за этот город, который, оказывается, умеет не только смеяться, но и терять честь.
Юрий ШАПОВАЛ, профессор, доктор исторических наук:
— «Россияне впервые утвердились в Хаджибее, ставшем вскоре Одессой, под топот запорожского гопака». Знаете чьи это слова? Не Олега Тягныбока, которого кто-то упрямо превращает в главного знатока «правильной» истории Украины, а генерала де Рибаса. А поставили в Одессе памятник немке по имени Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst- Dornburg, то есть Екатерине II.
Теперь вспомню Александра Суворова. Это он способствовал превращению небольшой черноморской крепости Хаджибей в крупный портовый город, но этот процесс не обошелся без участия козачества. 4 июля 1794 года в специальном рапорте на имя генерал-фельдмаршала Петра Румянцева Суворов предложил использовать для создания местной команды моряков опыт и возможности тех козаков, которые не подались на Кубань. 12 козацких чаек и стали основой одесской флотилии. Российский полководец, на то время находившийся в подольском городке Немиров, направил в Одессу 76 козаков, которые были в охране его штаба. Всего среди около тысячи первопоселенцев Одессы было более 600 украинских козаков. А поставили в Одессе памятник немке Екатерине II.
В этом не только отсутствие знания истории. Имеем дело с безответственностью тех, кто забыл, что живет в независимой Украине. Не знаете, дорогие одесские чиновники, кто такая Екатерина II, спросите у специалистов, позвоните в Институт истории Украины НАН Украины, в Институт национальной памяти, в конце концов, на исторический факультет Одесского университета. Посоветуйтесь и не давайте никому в Украине провоцировать войну памятников, а особенно — войну с памятниками.
Беда еще и в том, что за все годы после 24 августа 1991-го не было ни одного случая, когда бы наказали (даже формально) кого-то, кто дал разрешение на сооружение антиукраинских памятников. Поэтому и поставили в Одессе памятник немке, которая Украину ненавидела, потому что видела в ней источник свободомыслия и угрозу дорогому ее сердцу имперскому Ordnung'у.