Еще более прозрачной ситуация с назначением стала после того, как депутаты 262 голосами приняли постановление о голосовании в поименном режиме, отсекая пути к возможному отступничеству, в последний момент (очевидно, подстраховавшись от повторения варианта голосования по кандидатуре Пустовойтенко). Но, пожалуй, вряд ли кто мог предсказать тот восторженный энтузиазм, с которым большинство депутатов обсуждали предложенную им кандидатуру. Сам Виктор Андреевич за прошедшие годы достаточно поднаторел в кресле главы НБУ для того, чтобы спокойно отбить лихие кавалерийские наскоки коммунистов и членов ПСПУ. «У меня нет финансовых и политических долгов перед вами», — заявил он, отвечая на вопросы депутатов, и тем самым, очевидно, обозначил свою позицию в ходе предварительных консультаций с парламентскими фракциями. Действительно, у него сейчас нет финансовых и политических долгов перед ВР, что весьма существенно сужает возможности депутатского корпуса для проведения столь полюбившихся им за последние годы торгов с правительством: «Должности и ресурсы в обмен на поддержку».
С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов и объективный экономический фактор. И тут Ющенко совершенно прав, когда говорит о том, что «для решительных действий у нас очень мало времени — буквально несколько месяцев».
Однако после столь триумфального утверждения премьером (такое большое количество голосов «за» не предсказывал никто) встает вопрос о механизмах реализации сегодняшней все-таки ситуативной поддержки парламентом нового премьера. Один из таких механизмов озвучил сам Виктор Ющенко: «Солидарная ответственность правительства и парламента, скрепленная соответствующим соглашением между исполнительной и законодательной властью». Еще одним таким механизмом, по его словам, может быть пакт стабилизации между правительством и субъектами предпринимательской деятельности.
В качестве основных направлений деятельности правительства новый премьер назвал: 1. Правительство, отчистившись от коррупционеров, должно стать политическим лидером реформ; 2. Стабилизация гривни; 3. Создание условий для цивилизованного предпринимательства; 4. Решение проблемы внешних долгов; 5. Решение социальных проблем.
При решении всех проблем г-н Ющенко надеется на поддержку парламента, поскольку, по его словам, 60% успеха нового правительства — это сотрудничество с ВР. Тем не менее, он не пойдет на поводу у популистски настроенной части парламента, что достаточно четко прозвучало в его ответе на вопрос депутата Владимира Марченко (ПСПУ) о готовности правительства на немедленное повышение черты малообеспеченности. «Мы готовы повысить в 24 часа, — ответил премьер, — если... ВР готова в 24 часа указать нам денежные источники для такого повышения».
Отвечая на непрофессиональную критику депутатов от КПУ и ПСПУ, Виктор Ющенко достаточно жестко призвал депутатов прекратить полоскать грязное политическое белье и заняться конструктивной деятельностью. Не менее жестко он ответил и на вопрос о том, как будет преодолевать при проведении реформ саботаж бюрократической части аппарата: «Любой аппаратчик, даже если он сидит в аппарате с советских времен, будет вынужден подчиниться логике реформ».
Ну, а профессиональной критики в адрес Ющенко не прозвучало вообще, возможно, потому, что те, кто мог бы это сделать, понимают: слишком короткая сегодня скамейка запасных у сторонников реформ. Поэтому вместо критики прозвучали многочисленные предупреждения. Начиная от простейшего: многие из тех, кто сегодня голосовал за его назначение, завтра начнут работать над его увольнением.
Наиболее четко опасения депутатов сформулировал Виктор Пинзеник (Реформы-Конгресс): «Что будет после назначения? Ведь дело не только в том: кто и как спалит Ющенко? Это наш последний шанс, потому что победителей и проигравших в таком случае не будет, будут только проигравшие. Необходимо публичное соглашение между Президентом, правительством и парламентом о совместных действиях. При этом фракция «Реформы-Конгресс» согласна на то, что парламент в случае невыполнения своих обязательств пойдет на самороспуск».
И в этом плане весьма символична реплика спикера на заявление Юрия Костенко (Рух-К). Господин Костенко обозначил состояние общества после президентских выборов как ожидание: «Ожидают все: предприниматели — сворачиваться или нет, ученые — уезжать или нет, обыватели — выплатят пенсии или нет, олигархи — будет дальнейшее неконтролируемое обогащение или надо паковать чемоданы». Так вот Александр Ткаченко тут же и заметил: «Если они упакуют чемоданы, то не будет большинства». И это действительно реальная проблема, поскольку провозглашенные Виктором Ющенко принципы: упразднение льгот, включая свободные экономические зоны, создание равных условий для предпринимательства, бездефицитный бюджет и т.д. и т.п., ударяют по карману очень многих из тех, кто сегодня реально формирует большинство, поддерживающее премьера. Очевидно, что их дальнейшая позиция во многом будет зависеть и от позиции самого Ющенко. Поскольку одно дело — провозглашать либеральные экономические принципы с парламентской трибуны, и совсем другое — отстаивать их в тишине кабинета, в который в ближайшее время пойдут за наградой многочисленные просители, столь ярко и беззаветно отстаивавшие сегодня в парламенте его кандидатуру. (Кстати говоря, такого количества депутатов, записавшихся выступить в сегодняшних прениях в поддержку Виктора Ющенко, не помнят даже парламентские старожилы).
Корреспондент «Дня» задал вопрос депутатам: «Насколько оправдаются ожидания, что Виктор Ющенко станет украинским Бальцеровичем, то есть сможет быстро провести эффективную и жесткую экономическую реформу»?
Александр Емец (Реформы-Конгресс): «В своих действиях он будет зависеть и от Президента и от ВР, иное дело — насколько Ющенко сможет проявить характер и «умение показать зубы», отстаивая позицию правительства. Иногда это необходимо делать и перед Президентом, и часто это придется делать перед парламентом. Сегодня он показал это умение. Ему будет тяжелее, чем Бальцеровичу, поскольку ситуация в Украине менее благоприятна, чем была в Польше. Но мне хочется верить, что ему удастся повторить тот подвиг, который сделал Бальцерович».
Владимир Филенко (ПРП): «Это во многом будет зависеть от того, выйдем мы на подписание соглашения между Президентом, правительством и парламентом или нет. Если такое публичное соглашение будет подписано, то это создаст совершенно новую политическую основу для деятельности правительства, чего до сих пор на Украине не было, и это усилит возможности Ющенко».
Иван Чиж (СПУ): «Сегодня я достаточно критически отношусь к возможности рывка в экономике. И дело не в персоналиях, дело в том, возможно ли это сейчас в принципе, уж слишком мы в глубокой яме. Проблема правительства в том, что оно у нас не достаточно самостоятельный субъект политической жизни. Насколько новый премьер сможет действовать самостоятельно в условиях, когда налоговая служба действует достаточно самостоятельно, таможенная — отдельно, финансовая — тоже отдельно. Насколько удастся их объединить, при том, что у всех этих служб зачастую различные интересы? Очень много проблем, но есть ожидание позитива от работы нового премьера».