Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Парламент — правительство: админреформа в «свободной зоне»

13 сентября, 2000 - 00:00

Первый вице-премьер Юрий Ехануров, выступая вчера на «дне правительства» в Верховной Раде, заявил, что практически завершен начальный этап структурной реорганизации центральных органов исполнительной власти. «Это позволило уменьшить численность работников исполнительной власти с 89 до 47 тыс. человек. Только их сокращение в текущем году составило 16 тыс. человек», — сказал Ехануров. При этом первый вице- премьер отметил, что правительство не отождествляет процесс реформирования только сокращением численности аппарата управления. Однако именно об этом «отождествлении» и говорили народные депутаты во время обсуждения доклада, требуя от правительства «большей системности».

«В процессе админреформы одни и те же чиновники передвигаются по кругу, лишь меняя названия своих должностей», — считает лидер фракции ПЗУ Виталий Кононов .

«В Украине не существует классического понимания админреформы. Она по сути была сведена к подписанию Президентом Украины указа, уменьшившего количество министерств и ведомств. Это был реальный шаг админреформы. В след за этим и по сегодняшний день я не могу назвать действия правительства, которые можно идентифицировать с понятием «админреформа». Ведь это не только уменьшение количества чиновников. Такие сокращения существовали и при советской власти», — сказал «Дню» народный депутат Александр Рябченко . Админреформа должна быть связана с непосредственным изменением функций правительства. А некоторые его действия говорят об обратном. Например, реформы энергорынка не может соответствовать админреформе, потому что она связана с усилением административного воздействия. Автоматически это ведет к увеличению численности органов управления. Все, что сейчас делается, это лишь отголоски административной реформы. Сущность, роль и методы воздействия власти на жизнь чересчур сильны и они не уменьшились.

Итак, первый день правительства в новом политическом сезоне завершен. Без ожидаемого накала страстей и при подчеркнуто безразличном отношении большинства к обсуждаемым вопросам — в частности, судьбе специальных экономических зон, ликвидации которых требует МВФ. Ученическую стойкость сидения на своих местах традиционно проявляли только представители левых фракций. Наверное, административная реформа и практика применения законов о СЭЗ просто не являются ключевыми для нашего государства и правительственно- парламентских отношений вопросами. Впрочем, депутаты намерены вернуться к вопросу о СЭЗ в четверг. А возможно, депутаты «берегут силы» на заслушивание отчета вице-премьера Юлии Тимошенко о ситуации в ТЭК, который фракция «Возрождение регионов» инициирует на следующей неделе. Известно, что неудовлетворительное состояние в топливно-энергетическом комплексе многие считают возможной причиной обострения существующего, несмотря на многочисленные опровержения, правительственного кризиса и последующих кадровых перестановок в Кабмине.

Испытанием для правительства станут не только и не столько слушания по ТЭК — в крайнем случае, накануне просто прокатится волна слухов о том, что тот или иной кандидат на место вице-премьера Тимошенко уже подобран и одобрен. Бюджет- 2001 может реально поссорить правительство, Президента и парламент — ибо этот документ в силу природы политического момента в Украине должен в итоге стать не только еще более компромиссным, чем бюджет-2000, но и более реальным.

Лишь накануне Президент, как передали телевидение и Интерфакс-Украина, раскритиковал принцип формирования межбюджетных отношений, заложенный в проект нового бюджета. Согласно этому принципу, губернаторы областей фактически лишаются политических рычагов давления на города и районы, как передает Интерфакс-Украина слова главы бюджетного комитета ВР Александра Турчинова. Согласно Конституции, считает Турчинов, ни за губернаторами, ни за облсоветами бюджетные функции не предусмотрены, и в стране не может «быть 27 министерств финансов и системы, при которой Конституция сама по себе, а местное самоуправление и облсоветы с губернаторами сами по себе». Межбюджетная схема, утверждает Турчинов, взята из бюджетного кодекса, принятого ВР во втором чтении. Губернаторы, естественно, были категорически против проведения бюджетной реформы — и аргументы Турчинова при этом, по его словам, «не нашли поддержки»: Президент «усмотрел в этом политическую подоплеку, что мы просто хотим заигрывать с регионами накануне парламентских выборов, чтобы получить их голоса», как заявил депутат. Ситуация усугубляется тем, что никто не может поручиться, ни что фракция «Батькiвщина», которую представляет Турчинов, останется в рядах парламентского большинста в случае, если Юлия Тимошенко действительно будет отправлена в отставку. Или же что она вообще сохранит свое существование — ведь в конце-концов, бывший генпрокурор Олег Литвак уже покинул ее ряды.

Пропрезидентское большинство ВР сегодня все еще не насчитывает 300 голосов, необходимых для внесения изменений в Конституцию согласно итогам апрельского референдума. Поэтому вряд ли в битве за бюджет можно ожидать серьезного столкновения интересов администрации Президента и парламента. Правительству же остается, по сути, лишь одно — продемонстрировать доказательства, что оно действительно намерено проводить настоящую административную реформу, действительно готово учесть все потребности государства в проекте бюджета, и действительно является правительством «реформ для благосостояния».

Наталия ТРОФИМОВА, Юлия ШАЙДА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ