Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Партнер и конкурент

с миллиардным товарооборотом
18 июня, 2003 - 00:00

Сегодня начинается визит президента Турции Ахмета Недждета Сезера в Украину. Казалось бы, чего определяющего в приезде, если отношения двух государств за последние десятилетия не испытывали значительных потрясений? После последних международных событий партнерство обещает стать еще более тесным. Эксперты признают, что война в Ираке, как ни парадоксально, вывела в ряды победителей как Анкару, так и Киев. Их позиции на мировой арене значительно окрепли.

«Черное море нас не разъединяет, а объединяет», — часто любят повторять украинские и турецкие политики эти слова как своеобразный слоган в двухстороннем сотрудничестве. Разъединять, действительно, теперь нечему. Дипломаты обещают, что «изюминкой» нынешнего пребывания турецкого президента в Киеве станет подписание совместного заявления, в котором основное внимание будет акцентироваться на трансчерноморском сотрудничестве. Речь пойдет об усилиях в двухстороннем сотрудничестве, об антитерроре, о взаимодействии в международных организациях. Однако это те темы, о которых станет известно из публичных заявлений.

Очевидно, одним из первых вопросов не для публики будет подниматься военно-техническое сотрудничество, которое может получить качественно новое наполнение в случае решения в пользу Украины международного танкового тендера, который проводит Турция. Украина представлена на нем танком Т-84 производства Харьковского завода. Его конкуренты — французский «Леклерк», американский «Абрамс» и немецкий «Леопард-2». Стоимость контракта достигает нескольких миллиардов долларов США. Эксперты утверждают, что по качеству украинский танк ничем не уступает западным, а по цене — значительно дешевле. Поэтому если Анкара отдаст предпочтение другому государству, то вовсе не из экономических соображений, а из политических. О высоких шансах украинского танка, кстати, заявляли неоднократно турецкие политики.

Другая сфера украинского партнерства — политическая. Турция — одно из тех государств, которые пытаются постоянно акцентировать свою поддержку вступления Украины во Всемирную торговую организацию, НАТО и Европейский Союз. В первых двух случаях Анкара может не только поделиться своим опытом, но и доказать поддержку на деле (голос турок Украине необходим для членства в ВТО и в Альянсе). А вот с Евросоюзом ситуация у обоих государств в чем- то схожа: страны стремятся вступить в ЕС, однако по многим причинам их стремления остаются нереализованными. Соглашение об ассоциации с тогдашним Европейским Экономическим Содружеством Анкара подписала еще в 1963 году. Однако турок постоянно упрекают в несоответствии европейским стандартам — ущемлениях курдов, неурегулированности кипрского вопроса, проблемах со свободой слова и правами человека. В связи с «затяжным» вступлением Турции в ЕС российские дипломаты на одном из «круглых столов» не так давно, аргументируя необходимость украинской интеграции на евразийском направлении, апеллировали к Киеву: «Что вы хотите, как турки сорок лет в ассоциированных членах просидеть?» Впрочем, в Украине именно на турецком примере могли бы поучиться, как не повторять чужих ошибок. Стоит отметить, что в плане внимания ЕС и США, геополитического положения, инвестиций, курортного бизнеса, Турция — довольно мощный конкурент Украины.

Торговое сотрудничество двух государств можно было бы охарактеризовать двумя словами — объемное и контрастирующее. Объемное — потому что Турция входит в четверку ведущих торговых партнеров Украины (после России, Германии и Туркменистана). В прошлом году уровень товарообмена с турками превысил один миллиард долларов США. Контрастирующее — поскольку наше государство занимает только 16-е место среди подобных партнеров Анкары. Тот факт, что Украина входит только во вторую десятку главных торговых партнеров Турции, имеет несколько причин. Самая главная — традиционно основные экспортно-импортные операции (более 50%) турки осуществляют со странами-членами Евросоюза, с которым с января 1996 года действует таможенный союз. Правда, из всех государств Центрально-Восточной Европы и бывшего Советского Союза Украину по объему торговли с Турцией опережает только Россия. Киев рассчитывает на подписание двухстороннего соглашения с турками о свободной торговле (ее проект Киев передал еще в прошлом году). Проблема заключается в том, что сначала разрешение на это подписание должен дать Евросоюз... К позитивам стоит зачислить обещание турецкого правительства увеличить объемы торгово-экономических отношений с 10% в общей структуре внешней торговли этой страны до 30%.

Каких кардинальных решений удастся достичь на каждом из этих направлений сотрудничества во время трехдневного пребывания турецкого президента, можно будет убедиться уже в эти дни. Вчера «День» задал послу Украины в Анкаре Игорю Долгову несколько вопросов об украинско-турецких отношениях, которые, по словам дипломата, отличаются «динамизмом и интенсивностью».

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ