Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Павлокома: память и прощение

12 мая, 2006 - 19:01
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Вчера начался визит Президента Виктора Ющенко в Польшу. Одна из главных целей его пребывания — историческое примирение украинского и польского народов. Президенты двух стран (на фото) примут участие в торжественном открытии памятника-мемориала погибшим украинцам в селе Павлокома. Эта акция уже приобрела остроту, поскольку польские ультраправые организации пообещали провести акцию протеста перед мероприятием примирения.

Отношения Украины и Польши развиваются фактически по трем приоритетам, которые озвучил Виктор Ющенко еще в конце февраля во время пребывания в Киеве польского лидера Леха Качинского. Первый приоритет — общность украинских и польских действий в вопросе евроинтеграционных процессов, второй — экономическое сотрудничество, в частности, реализация концепции энергетической безопасности. Несколько другой характер имеет третий приоритет, хотя он является логическим следствием сегодняшнего состояния отношений между соседями, — это продолжение традиции исторического примирения между двумя народами. Президент Ющенко акцентировал внимание на вопросе почтения памяти украинцев, погибших в селе Павлокома на Надсянье.

Президентский призыв — это очередное напоминание о том, что две соседних страны, две нации всегда будут между собой связаны — как в прошлом, так и сегодня, как хорошим, так и плохим. Были времена, когда украинско-польское соседство имело семейный характер: тут, ясно, речь идет о средневековье, княжеском периоде, когда женами русских князей становились польские княжны и наоборот. Впоследствии паритет государственно-династических отношений был нарушен и началась эпоха завоеваний, инкорпораций, уний и военных соревнований, а последним актом этой драмы стали 1918—1947 годы. Именно их символами являются уже официально открытые при участии президентов Украины и Польши мемориалы в Павловце (2003) и Львове (2005), а также в Павлокоме, где президенты Лех Качинский и Виктор Ющенко должны встретиться 13 мая, чтобы почтить память убитых украинцев.

Понятно, Павлокома — это не единственная местность на территории Польши, где похоронены украинцы, погибшие в 1918—1947 годах. Согласно договору, подписанному 6 июня 2005 года, накануне официального открытия польского военного кладбища на львовском Лычакове, предусмотрено, что в течение 2005—2007 годов будут упорядочены 44 места украинской памяти в Польше и такое же количество польских — в Украине. Первая группа — это места вечного покоя солдат армий УНР и ЗУНР. Особое место занимает Перемышль, где уже в межвоенный период существовал украинский мемориал, который в советские времена был уничтожен, однако его отстроила украинская община города в 1990-х годах. Большинство украинских мест памяти на территории Польши, которые должны быть вскоре упорядочены на основании межгосударственного договора, это захоронения с 1940-х годов — их 37, то есть треть из более ста известных сегодня. Расположены они на территории Подкарпатского и Люблинского воеводств, в тех уездах, где украинцы проживали до выселения в Украинскую ССР в 1944— 1946 г.г. и до акции «Висла» в 1947 году.

Павлокома — это село над Сяном в 35 км на запад от Перемышля, в гмине (волости) Дынив. Село было национально активным — в нем существовала украинская школа, в 1907 году был построен Народный дом, в котором имели свои помещения читальня «Просвіти» и украинский молочный кооператив. В 1909 году построена каменная приходская церковь Покрова Богородицы. В селе проживало только несколько семей римо-католиков, которых считали поляками, хотя, например, один из них руководил местной читальней «Просвіти». Ситуация изменилась после Первой мировой войны, когда местный помещик продал землю полякам из соседних польских сел, которые образовали отдельную колонию, формально относящуюся к селу (по данным 1938 года в Павлокоме было 1030 украинцев при общем количестве 1370 жителей).

В феврале-мае 1945 года через Надсянье прошла волна кровавого террора, направленного против украинского населения, исполнителями которого были подпольные формирования различной политической ориентации, а спорадически и отделы «народного войска». Павлокома была одним из первых уничтоженных сел — в первые дни марта 1945 года здесь было убито 366 украинцев, которых похоронили на греко-католическом кладбище в трех общих могилах. Помилованы были только беременные женщины и матери с детьми до 4 лет, которых впоследствии выгнали из села. В 60-х разобрана павлокомская церковь (осталась колокольня).

Попытки почтить память убитых жителей Павлокомы начались после изменения власти в Польше. Уже осенью 1989 года группа бывших жителей села обратилась в административные органы о разрешении на построение памятника на могилах с надписью: «Вечная память 365 жертвам, трагически погибшим 1-3 марта 1945 года». Кроме этого должен быть также двухъязычный текст: «Пусть эта невинно пролитая кровь будет гарантией того, что никогда не повторится трагедия между украинцами и поляками. Отпусти нам нашу вину, как и мы отпускаем нашим виновникам». Комитет построения памятника получил разрешения от воеводской и гминной власти. Однако теперешние польские жители села выступили против такой инициативы, из-за чего несколько лет вопрос о памятнике не рассматривался.

В начале 1995 года с инициативой об упорядочении уничтоженного украинского кладбища в Павлокоме выступила украинская община Перемышля. В марте была отслужена первая панихида, а один из жителей села начал очищать территорию кладбища, насыпав могилы на месте общих захоронений. Эти действия встретили с враждебным отношением другие павлоковчане, они уничтожили насыпанные могилы и попереворачивали поставленные на них кресты. В этой ситуации очередная панихида, отслуженная на кладбище 30 апреля 1995 года, состоялась в сопровождении отряда полиции с собаками, которые охраняли ее участников. Такое развитие событий придало Павлокоме ранг символа трагической украинской судьбы на Надсянье — как в прошлом так и сегодня.

Длительное время ситуация выглядела так, как описал это в 1998 году публицист польского еженедельника «Политика» Здзислав Рачинский: «Польша и Украина для себя необходимы. Эту неополитическую действительность хорошо понимают элиты в Варшаве и в Киеве. Чем ближе, однако, к местам, где Сян вымывает кости жертв братоубийства, тем более густая атмосфера подозрений и тем тяжелее преодолевать плохую память». К сожалению, и «на верхах» не все было хорошо, ведь польская официальная сторона заботилась, прежде всего, о выгодном для себя решении дел, касающихся мест памяти на территории Украины, а киевские чиновники не очень умели, а то и не очень хотели позаботиться о настоящем паритете.

Несмотря на это Комитет Павлокомы, который оформился при Обществе «Надсяння», изготовил проект памятника, а в бюджете Львовской области на 2005 год удалось обеспечить фонды на его изготовление. Когда весной прошлого года был решен вопрос официального открытия кладбища Орлят во Львове и «привязанного» к нему обустройства украинских мест памяти на Закерзонье, дела в Павлокоме пошли быстро. Уже в июне сельская община согласилась на установление памятника, который был выполнен во Львове и установлен в ноябре 2005 года. В двадцатых числах апреля польская пресса сообщила, что 13 мая польский президент Лех Качинский в Павлокоме «поклонится украинцам, убитым поляками». Следовательно, первый шаг сделан.

Почтение памяти польских и украинских жертв вызвало на протяжении лет много эмоций по обеим сторонам границы. Но страстные заявления бывших участников кровавых действий, как и дискуссии публицистов и историков, к счастью, не отразились негативно на перестройке отношений двух государств. В отличие от России, которая и сегодня пытается занимать особую политическую позицию, чему в большой степени мешает украинская независимость, причины польско-украинского конфликта отошли уже в прошлое — во всяком случае в сознании политических элит. Еще Ежи Гедройц и редактированный им парижский журнал «Культуры» показал, что Польша слишком слаба, чтобы повредить Украине без большого вреда для себя. Понятно и то, что обе страны, если хотят играть какую-либо роль в Европе, будут вынуждены после возвращения им политического суверенитета стать союзниками. Поэтому и не удивительно, что и очередной польский президент вспомнил лозунг «Без свободной Украины нет независимой Польши» и подчеркнул, что это позиция большинства польского политикума, которая не подвержена никакой политической конъюнктуре. Это вселяет надежду: хотя прошлое и не объединяет, но все- таки и не разъединяет...

Юрий ГАВРИЛЮК, главный редактор украинского журнала «Над Бугом і Нарвою», г. Бельск на Подляшьи, Польша
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ