Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Перед парадными дверями

16 ноября, 2011 - 20:30

Не существует никаких сомнений, что судьба Соглашения об ассоциации Украина — ЕС не будет решена до последней минуты. До последнего момента для наблюдателей в Брюсселе не будет также ясна позиция правительства в Киеве. Политический триллер под названием «Украина» будет продолжаться и дальше. Все началось с местных выборов в ноябре 2010 года, которые не были проведены в соответствии со всеми стандартами, потом появилось дело Юлии Тимошенко, в то же время Европейский парламент принял две резолюции с критикой власти в Киеве.

Напряжение достигло своего апогея, когда во время выступления министра иностранных дел Константина Грищенко на заседании комитета по иностранным делам Европейского парламента участники встречи узнали о том, что Юлия Тимошенко была осуждена судом в Киеве к 7 годам лишения свободы и большому штрафу. Члены Европейского парламента в Брюсселе призвали к успешному завершению переговоров относительно углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли и Соглашения об ассоциации, потому что было ясно, что это единственный шанс, чтобы преждевременно не увяли не только отношения с Украиной, но и судьба «Восточного партнерства». Также было понятно, что Украина должна выполнить необходимые критерии после подписания соглашения, в процессе ратификации парламентами стран-членов ЕС и Европейского парламента.

Невзирая на перенесение визита Президента Виктора Януковича в Брюссель, отношения между ЕС и Украиной на определенное время вернулись к нормальным. Но, как в любом хорошем триллере, только для того, чтобы успокоить зрителя лишь на минуту, чтобы испугать его еще раз по-настоящему. Оказалось, что украинская сторона начала требовать включения в политические перспективы членства в Соглашении об ассоциации. Момент подачи такого заявления был неподходящим, потому что к тому времени началось «закручивание гаек» по делу Тимошенко. Кроме того, украинские переговорщики не принимали во внимание, что нарушение этого требования прямо сейчас, когда отношения между ЕС и Украины, мягко говоря, являются не совсем хорошими, не улучшает дело. Тем более что некоторые комментаторы видят в этом малореалистичном требовании попытку власти в Киеве в конечном итоге объяснить гражданам Украины, почему не удалось парафировать настоящий документ.

Парафирование соглашения должно состояться на саммите ЕС — Украина в Киеве в декабре этого года. Это событие во время польского председательства должно было бы стать прелюдией к подписанию, которое может состояться только после перевода всех документов (а их больше тысячи страниц) на все 23 языка ЕС. Проблема в том, что будущее парафирование может столкнуться с серьезными проблемами. Ни для кого не секрет, что некоторые государства-члены ЕС хотят заблокировать даже парафирование соглашения до выяснения дела Тимошенко. Немецкое министерство иностранных дел устами государственного министра Корнелии Пипер отметило, что Германия, невзирая на то, что поддерживает Соглашение об ассоциации с Украиной, может отказаться подписать его в случае нарушения прав человека в Украине. Это первый официальный четко выраженный сигнал со стороны наиболее влиятельного члена ЕС.

Даже если польская дипломатия или лично польский премьер-министр и президент пытаются достичь понимания на принципах: «сначала парафируем, а затем возвращаемся к обсуждению сложных вопросов», то все чаще слышно о проблемах, которые нужно решать, за что отвечают авторы документа. Действительно, даже при условии подготовки документа на английском и украинском языках для саммита в Киеве саммит на данный момент является проблематичным. Если это удастся, то остается общая декларация Украины — ЕС, что переговоры относительно соглашения закончились и оно ожидает подписания. Тем не менее, это будет значить намного меньше, чем можно было бы достичь без постоянной турбулентности в отношениях между Украиной и ЕС.

Комитет парламентского сотрудничества Украина — ЕС с сопредседателем Борисом Тарасюком неоднократно в своих документах отмечал, что перспектива членства для Украины основывается на известной статье 49 Договора о Европейском Союзе. Кроме того, в своих резолюциях европейскую перспективу для Украины подтвердил Европейский парламент. Тезис с подобным содержанием подтвердили федеральный канцлер Ангела Меркель вместе с президентом Польши Качиньским на высшем уровне в Mettlach в 2006 году. Запись перспективы членства для Украины в данное соглашение, как этого добивается Киев, это было бы достижение, но ради этого не стоит класть на жертвенный алтарь это Соглашение об ассоциации и о свободной торговле. Простое подписание Соглашения об ассоциации будет в действительности «постепенной интеграцией». Украина, в соответствии с показателями, которые были четко определены Европейской комиссией на саммите Восточного партнерства в Варшаве, приближается к ЕС. А когда будет введено в действие Соглашение об упрощении визового режима (на том же саммите были изъяты слова «долгосрочная перспектива»), украинцы смогут свободно путешествовать в страны ЕС. И вот тогда власть в Киеве, имея сильные преимущества в своих руках, должна обращаться в Совет ЕС относительно членства в Европейском Союзе.

В одной из последних программ Савика Шустера бывший министр иностранных дел Украины Петр Порошенко заявил ключевую вещь: это президент Янукович и его команда решают, разрешить ли Украине входить в Европейский Союз через парадные двери. И друзья Украины в Брюсселе затаив дыхание следят за тем, не свернет ли украинский поезд на пути к цели в последний момент в сторону.

Павел КОВАЛЬ, председатель делегации Европейского парламента в Комитете парламентского сотрудничества «ЕС — Украина»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ