Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Перетягивание полномочий

16 ноября, 2006 - 19:02

Верховная Рада приняла в первом чтении за основу правительственный законопроект «О Кабинете Министров», долгое отсутствие которого серьезно затрудняло работу всего государственного механизма. За соответствующее решение проголосовали 247 депутатов, в том числе 4 депутата от БЮТ и 2 от «Нашей Украины».

Как и следовало ожидать, дискуссия развернулась в политической, а не в правовой плоскости. В борьбе за чисто технический приз — быть принятым за основу — читалось совсем другое: кому удастся перетянуть на себя одеяло властных полномочий. Именно поэтому все депутатское внимание было приковано, в основном, к двум законопроектам: президентскому и правительственному. (Хотя в ВР зарегистрирован еще и третий законопроект, разработанный группой депутатов под руководством Николая Онищука.)

Представляя правительственный вариант, министр юстиции Александр Лавринович заявил, что законопроекты отличаются между собой заложенными принципами деятельности высшего органа исполнительной власти. По словам министра, правительственный законопроект, в соответствии со ст.113 Конституции, предусматривает, что Кабмин является высшим органом в системе исполнительной власти. Кабмин ответственен перед Президентом и Верховной Радой в пределах, предусмотренных Конституцией и является подконтрольным и подотчетным парламенту.

Президентский же проект, заявил А. Лавринович, предлагает закрепить за правительством только обеспечение полномочий Президента и «функционирование его институционных, совещательных и других вспомогательных служб». Что, по его мнению, возвращает украинскую систему власти к «форме», которая существовала до вступления в силу политреформы.

В свою очередь, советник Президента Украины Игорь Колиушко считает, что правительственный законопроект содержит нормы, противоречащие Конституции Украины, а также общепринятым нормам управления большинства демократических стран. По его словам, правительственный законопроект также не создает правовые основы для «конструктивного сотрудничества между Президентом и правительством». Советник отметил, что законопроект, поданный Президентом, в своем содержании имеет более широкий предмет правового регулирования системы взаимоотношений и работы Кабинета Министров. И хотя, по словам И. Колиушко, Президент не настаивает на принятии за основу его законопроекта, но просит учесть его предложения.

Если же предложения учтены не будут и ВР примет предложенный правительством закон в полном объеме, Президент воспользуется правом вето. Такой прогноз сделал член фракции «Наша Украина» Юрий Ключковский. В частности, по его словам, вето Президента может касаться такой позиции, касающейся социального обеспечения членов Кабинета Министров. По его словам, согласно принятому в первом чтении документу Кабинет Министров «сам себе определяет размер социальных выплат, размер пенсий». Депутат также выразил мнение, что в случае ветирования данного закона, преодоление вето зависит от оппозиционных фракций, в первую очередь, от БЮТ.

Кстати, фракция блока Юлии Тимошенко не собирается голосовать ни за один вариант законопроекта о Кабинете Министров Украины. По словам бютовца Александра Турчинова, вместо того, чтобы согласовать с оппозицией законопроект о Кабмине и поддержать требование БЮТ относительно принятия законопроекта об оппозиции, происходит навязывание и протягивание проекта о Кабинете Министров.

Но так или иначе, договариваться все равно придется. Сегодня, когда политическая ситуация стала более либеральной и все субъекты власти заинтересованы в четком правовом регулировании политических процессов, новый законопроект вряд ли постигнет судьба неоднократных вето, которые преследовали его в прошлом.

Лука ГРИНЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ