Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Период «распада Чернобыля»

Действие изотопов будет давать о себе знать Украине еще сотни лет. Что можно сделать уже сегодня?
22 апреля, 1996 - 19:05

Уже 23 года прошло с тех пор, как 26 апреля разделило человеческие судьбы на «до» и «после» аварии на Чернобыльской АЭС. Авария остается самой крупной техногенной катастрофой мира, потому что ни одна из катастроф в истории человечества не имела такие экологические последствия, как чернобыльская. Поэтому для Украины Чернобыль — это в первую очередь, ежедневное бытие в широком поле постчернобыльских проблем, масштаб которых имеет планетарное значение. К сожалению, с годами не уменьшается и острота проблем, порожденных катастрофой. Разве можно привыкнуть к опустошенным селам, брошенным плодородным землям? К сожалению, тотальная секретность вокруг больших проблем была советской традицией. Сегодня без каких-либо препятствий кто-либо может подробно ознакомиться, что на самом деле происходило в течение последних дней апреля и до ноября 1986 года на берегу Припяти. А тогда, в мае 86-го, иностранцы узнали правду первыми: 30 апреля на одной из атомных станций Швеции счетчик Гейгера обнаружил огромное количество радиации. Выяснив, что выброс произошел не у них, правительство этой страны сделало официальный запрос. К народу Михаил Горбачев обратился только через 18 суток после аварии — 14 мая. И только через три года информация о радиационном состоянии была рассекречена и опубликована.

Ученые Института ядерных исследований НАН Украины после взрыва на Чернобыльской АЭС выделили в выбросах из поврежденного реактора две группы радионуклидов. Одна содержала летучие радиоактивные вещества, которые выносились аэрозолями и поднимались на значительную высоту с потоками теплого воздуха (йод-131, йод-135, цезий-134, цезий-137, стронций-90). При этом выброс цезия составлял около 30 процентов от накопленного в активной зоне реактора. Другая группа — это радионуклиды с относительно высокой температурой кипения, которые вылетали в составе урановой матрицы. Их выброс был меньшим (около трех процентов от общей массы топлива, которое было в реакторе), но именно эти 5-6 тонн раскрошенного урана, продуктов его деления и трансурановых элементов (плутония, кюрия, америция) нанесли самый страшный удар по окружающей среде с точки зрения радиоактивности.

По данным научного комитета по действию атомной радиации ООН, на облучение людей влияли два десятка радионуклидов (в частности, изотопы бария, магния, железа, кюрия, теллурия и тому подобное). Семь из них встречаются чаще остальных. Это углерод-14, цезий-137, цирконий-94, рутений-106, стронций — 90, церий-144 и йод-131.

Самыми опасными для людей были радиоизотопы йода — их в воздухе было больше всего. Поэтому украинцы, которые в последние дни апреля и в первые дни мая гуляли под радиационными облаками, сильно нахватались этого изотопа. Больше всего у них пострадала щитовидная железа, которая аккумулировала это вещество, а следовательно, получила наибольшую дозу облучения среди всех органов. Как следствие, уже спустя несколько лет после Чернобыля медики зафиксировали у детей значительное повышение раковых заболеваний щитовидки.

Окончание на полосе «ОБЩЕСТВО»

Александра ШЕПЕЛЬ, эколог
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ