Вчера было объявлено решение Конституционного Суда Украины о том, что вето, наложенное Президентом Украины на закон «О внесении изменений в статью 98 Конституции Украины» и возврат его на повторное рассмотрение в Верховную Раду соответствует Конституции. Напомним, что эта статья предусматривает осуществление Счетной палатой Украины контроля за формированием и выполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов (в части использования средств).
Такое решение принято в связи с представлением 73 народных депутатов, которые обратились в КС с ходатайством признать вето Президента неконституционным. Исходя из того, что вето Президента имеет юридические последствия и является обязательным для Верховной Рады, заявители считают, что оно должно осуществляться в форме правового акта, т.е. указа Президента. Также, по их мнению, неконституционными являются и предложения к Конституции, которые поступили от Президента вместе с наложением вето. Иными словами, вопрос стоял так: имеет ли Президент право налагать вето на законы, которыми вносятся изменения в Конституцию Украины, поскольку процедура их рассмотрения и принятия отличается от установленной для «обычных» законов?
Рассматривая дело, Конституционный суд Украины установил, что процедура принятия ВР законов о внесении изменений в Основной закон не предусматривает отдельного порядка подписания таких законов. В то же время Конституция Украины не содержит предостережений относительно невозможности осуществления Президентом Украины права вето относительно этих законов. Комментируя правовые аспекты президентского вето, председатель Конституционного Суда Николай Селивон отметил, что подписание или возврат закона на повторное рассмотрение в ВР — исключительное конституционное право Президента, и Конституция не устанавливает никаких оснований и мотивов, которые бы ограничивали его. Таким образом, считает Н. Селивон, Конституционный Суд признал, что право вето Президента — это его «правовой акт-действие». Высказывая личное мнение, Н. Селивон заметил, что не отрицает необходимости расширения полномочий Счетной палаты, однако сначала, по его словам, нужно внести изменения в Конституцию. А пока за главным контролирующим органом государства остается только одна функция — контроль за использованием средств Госбюджета. Следовательно, то, как формируются приоритеты бюджета, куда и сколько направлять государственных средств, остается исключительно предметом договоренности правительства и парламента.