Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Первый контакт» в исполнении Пентагона

6 июня, 2001 - 00:00


Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук заявил вчера, после встречи с шефом Пентагона, что визит министра обороны США свидетельствует о заинтересованности Соединенных Штатов в сохранении курса Украины на углубление сотрудничества с Европейским Союзом и НАТО. Как сообщили агентству Интерфакс- Украина в пресс-службе СНБО, Е.Марчук назвал неслучайным то, что Украина стала первой страной Восточной Европы, которую посетил Д.Рамсфельд. Д.Рамсфельд высоко оценил роль Украины в укреплении общеевропейской и региональной безопасности, сообщил Е.Марчук. В этом контексте акцентировалось внимание на значительном вкладе Украины в урегулирование конфликтов в Боснии, Македонии, Приднестровье, на активном участии в работе военно-политических органов НАТО

Визит министра обороны США Дональда Рамсфельда в Украину был знаковым во многих отношениях. Это был первый, во многом зондажный визит высокопоставленного представителя новой администрации США в Украину. При этом представители администрации президента Буша-младшего не стесняются говорить, что многое им еще предстоит узнать и понять. В том числе и то, что касается Украины.

«Стабильная и процветающая Украина, которая сориентирована на Запад, на Европу, на евроатлантические структуры, важна для США и западных государств», сказал Рамсфельд на пресс-конференции — и это подталкивает к мысли о том, что США, как минимум, будут проводить прежнюю политику в отношении Украины, достаточно сильно влияя на настроения ее руководства.

Достаточно вспомнить прошлогодний резкий пассаж министра обороны Украины Александра Кузьмука в адрес тогдашнего госсекретаря США Мадлен Олбрайт после ее слов о том, что Украине необходимо больше внимания уделять военной реформе. Теперь же, на пресс-конференции после подписания протокола о сотрудничестве между министерствами обороны Украины и США. Кузьмук отметил, что в документе отражено «полное совпадение взглядов на важные направления нашего сотрудничества». Кузьмук вчера отметил общее видение уровня угрозы, ситуации, которая сложилась на Балканах, участие в силах КФОР. Однако протокол о сотрудничестве предусматривает и совместную работу над выполнением госпрограммы по реформированию Вооруженных сил Украины — то есть именно то, о чем говорили на встречах с украинскими лидерами представители прежней американской администрации и руководства НАТО.

Представители любой администрации США любят, образно говоря, читать лекции о необходимости реформ. В изложении Рамсфельда это звучало так: он в разговоре с Президентом Кучмой обсудил «важность проведенных и важность дополнительных реформ».

В чем убедился шеф Пентагона — так это в том, что «продвижение от коммунизма к рыночной экономике и демократии — трудный путь, но Украина последовательно по нему продвигается». И признал, что учебников прохождения этого пути не существует.

Однако при всем выраженном Рамсфельдом удивлении американской делегации тому, как украинское руководство справляется со своим продвижением по этому трудному пути, наверное, стоило бы обратить внимание и на такой пассаж: то, как Украина будет справляться со своими проблемами, будет определять влияние на ее имидж.

Во время этого визита, пожалуй, впервые сказано, что «США полностью преданы консультациям с Украиной во время разработки наших программ». В переводе с дипломатического языка, вероятно, это должно говорить о том, что на помощь Вашингтона в определенных случаях можно рассчитывать. Но только в определенных. Если это будет соответствовать интересам США, если Украина покажет себя достойной и так далее.

После встречи министров обороны двух стран так и осталось «за кадром», признают ли США Украину полноправным участником многосторонних консультаций вокруг Договора о противоракетной обороне 1972 года, пересмотра которого добивается Вашингтон и против чего протестуют Москва и Пекин. Рамсфельд пообещал, что США «продолжат консультации, в том числе и с Украиной» — в то время как министр Кузьмук говорил о том, что Украина имеет право участвовать в переговорном процессе как правопреемница Советского Союза и как государство, которое первым отказалось от ядерного оружия. При этом Кузьмук признал, что прежде всего проблема должна быть решена между США и Россией.

Во время визита Рамсфельда, пожалуй, впервые с осени прошлого года из уст представителя украинского руководства, а именно Кузьмука вновь прозвучало «курс на интеграцию в евроатлантические структуры» (речь шла о его сегодняшнем визите в Грецию на встречу совета министров обороны стран Юго-Восточной Европы).

Итак, первые слова Киев и новая вашингтонская администрация друг другу сказали. К России, очевидно, исходя из ее масштабов, Вашингтон применил другой подход при знакомстве — встречу Путина и Буша в Словении. Впрочем, важна не форма. Суть же может быть более чем интересной — в свете не только американо-российских разногласий по противоракетной обороне, но и первых трещин (та же ПРО и скандал вокруг системы слежения «Эшелон») в американо-европейских отношениях.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ