«Мы собрались здесь, в Санкт-Петербурге, не случайно, поскольку у многих из тех, кто живет на пространстве бывшего СССР, и тех, кто собрался сегодня в этом зале, многое связано с Санкт-Петербургом. Это — элемент объединительного характера», — такой ностальгически-рекламной нотой президент России Владимир Путин открыл вчера неформальный саммит СНГ и тем самым показал, кто именно будет проводить в жизнь «элементы объединительного характера». Саммит СНГ был только частью общей программы VIP-дней на праздновании 300-летия Петербурга, все внимание зарубежной прессы было приковано к визиту президента США Джорджа Буша и лидеров стран ЕС, которые вскоре после Петербурга на французском курорте Эвиан во время саммита «восьмерки» будут обсуждать с Владимиром Путиным проблемы уже более глобального характера. Вчера в Петербурге Путин и Буш обменялись ратификационными грамотами договора о сокращении стратегических ядерных потенциалов. Чувствуется, что Путину тем самым в качестве аванса снова дают возможность ощутить себя «одним из равных» — тогда как постсоветские лидеры выступали гостями. Лидеры стран СНГ собрались на борту круизного лайнера Silver Whisper, зарегистрированного на Багамах.
Как заявил Президент Украины Леонид Кучма, председатель Совета СНГ, участники неформальной, но «очень бурной и результативной» встречи договорились, что на официальном саммите Содружества в сентябре в Ялте будет окончательно решен вопрос о реализации первого этапа создания зоны свободной торговли. Решение свидетельствует о результативности и эффективности СНГ в целом, поскольку о создании зоны свободной торговли речь идет практически с самого начала возникновения Содружества. По словам Президента Украины, сегодня соглашения о свободной торговле не наполнены реалиями, а торговые правила часто противоречат друг другу. «Встреча в Ялте должна стать в определенном смысле итоговой и позволит нам оценить реальные результаты общих усилий», — сказал, как сообщает Интерфакс-Украина, Леонид Кучма. Президент Украины также отметил, что «не может быть речи о том, чтобы сформировать на основе СНГ некое обособленное самодостаточное образование. Углубление сотрудничества в Содружестве должно предусматривать расширение возможностей включения наших стран в мировую хозяйственную систему — на справедливой, недискриминационной основе». И здесь есть проблемы. Если Украина, высказываясь за создание единого экономического пространства, заявляет, что оно должно функционировать по правилам ВТО, то подтверждения восприятия этой позиции Москвой получить не удалось. Вместо этого там твердят о «синхронизации» движения в ВТО двух стран. Украине, которая на шаг ближе к ВТО, чем Россия, «тормозить» невыгодно.
Среди других достижений саммита — единое мнение об отмене санкций против Ирака и о необходимости усиления роли ООН и других международных организаций в процессе послевоенного восстановления Ирака. Здесь также есть нюансы. Украина, Азербайджан, Грузия заявили о готовности направить воинские подразделения в международные стабилизационные силы в Ираке. Россию не приглашали. Российской компании «ЛУКОЙЛ» не подтвердили контракты на освоение нефтяных месторождений в Курни в Ираке. Представители США неоднократно намекали, что участие компаний стран в контрактах по восстановлению Ирака в большой степени будет зависеть от того, участвовали ли эти страны в коалиции. Уже исходя из этого, сложно найти возможности для единой политики СНГ в иракском вопросе. Только и остается, что говорить о необходимости большей роли ООН. Аналитики, кстати, утверждают, что факты последних двух лет прямо указывают, что Россия уже не является единственным творцом стратегических проектов на евразийских просторах — и это, очевидно, также побуждает Москву к поиску новых методов и средств удержания своего традиционного влияния.
Гейдар Алиев, несмотря на сообщение о том, что он находится в добром здравии и контролирует ситуацию в Азербайджане, в Петербург не приехал. Хосе- Мария Аснар — единственный из лидеров ЕС, кто также не приехал на празднование, но по другой причине — теракт, совершенный басками, вынудил его остаться в Испании. Лидеры стран ЕС встречаются с Владимиром Путиным сегодня. Тематика — опять же, мир после Ирака, борьба с терроризмом. Но и кое-что более конкретное. В частности, тема так называемого «европейского экономического пространства», которое на сегодня не выглядит реальностью, поскольку Россия еще по меньшей мере год не будет членом ВТО. Тема газового консорциума — канцлер ФРГ Герхард Шредер вчера заявлял, что он верит в его перспективы. Между тем, несколько раз по вине Москвы срывалось проведение трехсторонней украинско-российско-немецкой встречи для конкретизации проблем, которые становятся на пути реализации этой идеи. Ход событий вокруг консорциума создает впечатление, что российское руководство на самом деле вовсе не стремится создавать прозрачные правила игры и допускать серьезное присутствие западного капитала, пытаясь явочным порядком установить свой контроль над стратегической «трубой» на территории Украины и диктовать именно свои правила игры. Возможность безвизового режима между Россией и странами ЕС — о стремлении достичь этого как можно скорее президент Путин уже заявлял, и на самом деле это не выглядит принципиально нереальным. Правда, ЕС на сегодня не давал на это никакого ответа. Вместо этого в концепции «более широкая Европа — новые соседи» речь шла о внедрении четырех основных свобод ЕС — движения людей, товаров, капиталов и услуг — в отношениях с Украиной и Молдовой. Идея встретила оппозицию со стороны многих стран ЕС.
Путин никогда не делал секрета из того, что планирует использовать общение с западными лидерами в Петербурге как демонстрацию своей нацеленности на проведение политики приближения России к Западу, ЕС и Соединенным Штатам. Это, по крайней мере, выглядит менее иллюзорным, чем достижение какого-то настоящего партнерства, например, с Китаем. К тому же, Запад, отказывая России в праве называться супердержавой, нормально воспринимает ее как равную по политическому весу, что действительно является заслугой президента Путина. И при этом всегда нужно помнить, что в отличие от Украины, Россия никогда не декларировала свое стремление к стратегическому партнерству с Украиной, и никогда в посланиях президента и документах глобального характера отношения с Украиной не рассматривались как самостоятельные, в отрыве от контекста постсоветского пространства.
КОММЕНТАРИЙ
Ольга АЛЕКСАНДРОВА, исследователь, исследовательская группа Фонда «Наука и Политика», Берлин:
— Я бы не стала преувеличивать значение петербургских встреч. Во-первых, очень мало времени было отведено для решения важных вопросов. Во-вторых, мероприятия, посвященные 300-летию северной столицы России, носили неформальный характер. Конечно, для Владимира Путина приезд влиятельных лидеров мира имеет огромное значение. Хотя намного важнее и результативнее обещает быть встреча «восьмерки» в Эвиане. Возможно, как утверждают многие, российский президент пытается показать величие своей страны, но устроенными помпезными торжествами вряд ли «купишь» западных политиков. Они отлично знают о реальном состоянии дел, которое в последнее время хоть и улучшилось, но весьма далеко от благополучного. Это подтвердил и сам Путин во время ежегодного выступления. Безусловно, петербургские представления предназначены показать блеск России, однако удастся ли при этом скрыть нищету? Рассказы о том, как готовили Петербург к празднику, очень знакомы: когда фасад здания сияет после ремонта, а дворы остаются неухоженными. Зачем Западу Россия? Отказаться от участия в торжествах лидеры не могли в любом случае. Это было бы похоже на какую-то необоснованную демонстрацию. Из европейских лидеров ни у кого нет причин для такого рода поведения. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр недавно встречался в Москве с Путиным. У таких лидеров, как немецкий канцлер Герхард Шредер и французский президент Жак Ширак, вообще нет никаких оснований становится «в позу» по отношению к России. То, что Джордж Буш приезжает, конечно, сигнал: американцы готовы продолжать строить отношения с Москвой. Как они будут выглядеть после войны в Ираке и после определенного охлаждения в контактах, сказать трудно. Но знаки о готовности улучшить отношения поступали с обеих сторон.
Очевидно, Россия будет пытаться отстаивать свои интересы в Ираке, хоть пока что каких-либо результатов Кремль не достиг. Единственный результат, полученный Россией, — программа ООН «Нефть в обмен на продовольствие», продленная на полгода. Напомню, что она ранее выполнялась преимущественно российскими фирмами, неплохо зарабатывающими. Относительно выполнения заключенных с режимом Саддама контрактов по добыче нефти, то тут трудно что-то сказать. Возможно, будут заново проведены тендеры. Тогда российские фирмы столкнутся с большой конкуренцией со стороны американских, британских и, может быть, даже французских нефтедобывающих фирм. Получение каких-то преимуществ не в последнюю очередь зависит от дальнейшего развития отношений между Путиным и Бушем.
Встреча с лидерами СНГ, скорее всего, закончится, как обычно, пространными и ни к чему не обязывающими речами о братстве, единстве и общей любви. Если принимать во внимание заявления российского руководства, то страны Содружества занимают приоритетное место в политике Кремля. Ряд российских политиков, и прежде всего Путин, отдают вербально должное тому, что пользуется «спросом» у определенных слоев избирателей. Хотя на деле СНГ уже давно не интересует Москву. Интересуют двухсторонние отношения с рядом постсоветских государств, где Украина, конечно, занимает одно из главных мест по целому ряду причин. Во-первых, Россия не хотела бы терять Киев из сферы своего влияния. Во-вторых, Москва очень внимательно следит за тем, как развиваются отношения Украины с Евросоюзом, НАТО. В- третьих, в Украине громадные российские экономические интересы. Естественно, на Путина оказывается давления с разных сторон, чтобы он проводил адекватную этим интересам политику.