Историю памятника Глебу Жеглову (на фото) иначе как злоключениями не назовешь. Его предшественник — памятник В.Высоцкому в образе Гамлета работы художника Е.Харабета — простоял в центре Мариуполя пять лет. На постаменте возвышался барельеф с выразительным профилем актера на фоне театрального занавеса, гамлетовской шпаги и «коней привередливых». Постамент украшала надпись: «Мариуполь не дарит свою любовь случайным людям». Ее содержание было предметом дискуссии в прессе, но не более того. По ночам никому не приходило в голову что-либо изменять в памятнике «по своему образу и подобию». Проще говоря, случаев вандализма не было. В этом плане биографии мариупольских монументов «не случайным людям» благополучны. Правда, им бывает присуща «охота к перемене мест». Так, например, памятник художнику А.Куинджи совершил путешествие с площади Кирова на проспект Ленина, а на его месте был установлен памятник Т.Шевченко.
И стоял бы Высоцкий-Гамлет еще пять, двадцать и более лет, если бы «весьма мучительное свойство» — охота к перемене мест памятников — не подвигла городские власти демонтировать Гамлета и на его месте установить изваяние капитана Жеглова, героя фильма «Место встречи изменить нельзя» (к 65-летию со дня рождения Владимира Высоцкого и в ознаменование Года России в Украине). Жители города предлагали для Жеглова свои варианты прописки, но все они были проигнорированы.
В течение пяти месяцев Жеглов трижды подвергался нападениям вандалов. Сначала в марте неизвестный злоумышленник выломал из рук капитана пистолет вместе с указательным пальцем. Авторы памятника отец и сын Жигулины восстановили руку с револьвером, укрепив каркас 8-миллиметровой арматурой. Работники милиции задержали подозреваемого, совершившего акт вандализма в состоянии алкогольного опьянения. Им оказался студент мариупольского вуза. Затем в июне неизвестный вандал вновь отломал от руки оружие, перепилив арматуру.
При однозначно негативном отношении к случаям вандализма многие мариупольцы считают их предсказуемыми и в какой-то мере спровоцированными. В городе множество памятников, но ни один из них не стал объектом столь пристального внимания вандалов. Черный человек на площади. Чаще всего в нем не узнают светлый образ поэта. В нем видят зловещую фигуру чекиста — символ прошлого. А для пьяных завсегдатаев питейных заведений черный пистолет — приманка, повод покуражиться и проявить свои «способности». И, как это ни прискорбно, проявляют. Увидели, что нет уже у Жеглова револьвера, решили снять с него шляпу из суперпрочного материала. Снять не сняли, но на несколько сантиметров приподняли. После такого повреждения памятник нуждается в «пластической операции». В тени под шляпой шов не заметен. Пока неизвестно, останется ли изваяние в таком же виде «памятника вандализму» или претерпит какие-то изменения. Сложно представить, чтобы Черный человек кормил с руки голубя мира, но и сторожевого пса рядом не посадишь. Может быть, следовало оснастить фигуру электронной сигнализацией, как автомобили? Ясно одно: необходимо что-то предпринимать.
Известно, что во Владивостоке вандалы неоднократно оскверняли памятник Мандельштаму. У бетонной скульптуры монументальные садисты отломали руку, выкололи глаза и отбили нос. Памятник отлили из чугуна, но вандалы облили его краской. После этого власти города решили перенести памятник поэту на охраняемую территорию вуза. Возможно, для скульптуры Жеглова тоже лучше подыскать другое место — у здания, принадлежащего МВД, например. Или же круглосуточно продавать возле памятника пистолеты и шляпы (копии), атрибутику, связанную с творчеством В.Высоцкого. И главное — установление и перемещение памятников должно быть гласным и проводиться только с учетом мнения большинства жителей города.