Наверное, студентам еще не приходилось так часто выходить на акции протеста и отстаивать свои права, как за последний год. Сначала была «Антитабачная кампания» — против назначения министром образования и науки Дмитрия Табачника, потом — акции против проекта закона «О мирных собраниях». Потом — кампания «Студенческое наступление» против повышения тарифов на обучение в вуз, и еще около десяти других акций. Но в большинстве случаев требования молодежи так и оставались неуслышанными. Вернее, их слышали, но откровенно игнорировали. Исключением из правила стала последняя акция протеста, под знаком которой прошла заканчивающаяся неделя. Студенты Киева, Донецка, Запорожья, Одессы, Хмельницкого, Житомира и Харькова обратились с требованием к Верховной Раде — снять с регистрации законопроект «О высшем образовании». Критика в адрес данного закона раздавалась не только от молодежи, но и от педагогов и чиновников. Однако именно студенческие беспорядки дали конкретный результат: Верховная Рада отложила рассмотрение законопроекта до 16 февраля.
Однако радоваться еще рановато. Ведь неизвестно, прислушаются ли авторы законопроекта к претензиям студентов и учтут ли их пожелания. А недовольны студенты тем, что по новому закону предусматривается сокращение госзаказа на 42% (о последствиях этого решения «День» писал раньше), руководство вуза получает право повышать стоимость контракта на протяжении учебы студентов, например, один год студент платит пять тысяч гривен, а следующий — уже семь. Хотя раньше сумма в течение всего срока обучения не изменялась. Также в новом законе ликвидируется бесплатная заочная учеба, а статус вуза станет зависимым от количества студентов: например, если в нем учится менее 10 тысяч человек, то университет понижается в статусе до колледжа. По мнению молодежи, все эти новации лишь усилят коммерциализацию в образовании, и, собственно, учеба в высших учебных заведениях станет еще больше закрытой для малоимущих слоев населения.
«Мы уверены, что законопроект № 7486-1 позволит администрациям высших учебных заведений неограниченно увеличивать размер платы за учебу студентов-контрактников, потому что формулировки законопроекта угрожают увеличением во время учебы платы с поправкой не только на индекс инфляции, но и на нерегламентированный ректорский «икс», — говорит представитель студенческого профсоюза «Прямое действие» Вадим Гудыма. — Это была лишь предупредительная акция, c музычкой и танцами. Если законопроект не будет окончательно отклонен, и курс на коммерциализацию образования будет сохраняться, следующие акции будут значительно радикальнее».
Намерения студентов бороться до последнего — не пустые слова. Свою решительную позицию они уже продемонстрировали. «Несмотря на то, что именно в этот день (31 января) в большинстве вузов начались каникулы, на акцию в Киеве пришло больше 500 человек. А всего на улицы украинских городов вышло около тысячи протестующих, — рассказал активист Всеукраинской молодежной организации «Фонда региональных инициатив» Антон Деликатний. — Но дело в том, что большинство студентов еще не слышали о кабальных нормах законопроекта, поскольку не вернулись с каникул. Поэтому настоящая борьба еще может быть впереди».
Поскольку до очередного рассмотрения образовательного закона остается почти две недели, за это время можно было бы провести его общественное обсуждение. Потому что если с концепцией языкового образования и концепцией литературного образования проводилась хоть какая-то видимость публичных дискуссий, то в случае с законопроектом о высшем образовании ничего подобного не было. Идею провести общественные слушания поддерживает и заместитель главы Администрации Президента Анна Герман. А председатель Верховной Рады Владимир Литвин предложил депутатам парламентского Комитета по вопросам образования и науки провести еще одно заседание относительно проекта закона о высшем образовании.
Однако поможет ли и этот шаг, сомневается председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования и науки Владимир Полохало: «Кабинет Министров Украины под давлением педагогов уже отменял свои решения относительно оплаты образовательных услуг. Однако в настоящий момент ситуация повторяется. Считаю, что такой базовый закон нужно обсуждать в открытом режиме, а не пытаться, как это было 12—13 января 2011 года в мое отсутствие, когда уже во второй раз кулуарно приняли решение Комитета без кворума. Тем более что в Верховной Раде есть несколько законопроектов по этому вопросу, а не один господина Табачника».
И в самом деле, второй вариант закона о высшем образовании, который внес на рассмотрение в ВР депутат-регионал, вообще остался вне поля зрения и общества, и образовательного сообщества, и самого министерства. Хотя никто не исключает, что он был бы приемлемее для нас. Например, во втором варианте закона сохраняются типы высших учебных заведений: университет, академия, институт, консерватория, колледж, техникум (училище), также остается без изменений пункт о студенческом самоуправлении и ничего не сказано об изменении стоимости учебы в течение всего срока.
В самом же Министерстве образования, науки, молодежи и спорта убеждают, что новый закон о высшем образовании — это очередной шаг в реформировании образовательной системы в целом. И делается он в условиях присоединения Украины к Болонскому процессу. Так или иначе, система высшего образования должна и будет работать по новым правилам. Желательно, чтобы они по-настоящему приближали образование Украины к Европе.
КОММЕНТАРИЙ
Петр КРАЛЮК, проректор Национального университета «Острожская академия»:
— После принятия закона каких-то особенных изменений в плане улучшения не будет. Скорее всего, будут изменения, которые ухудшат работу высших учебных заведений. Прежде всего, это касается градации вузов по количеству студентов. В настоящий момент это вносит нервозность в работу многих университетов. Это касается не только таких небольших по числу студентов вузов, как Киево-Могилянская академия или Острожская академия, но и университетов, в которых учится несколько тысяч студентов, а они в силу своей градации не дотягивают до того или другого уровня. Нужно иметь в виду, если будет осуществлена эта градация, понадобятся немалые средства на оформление документации. Все это ненужная работа, которая не даст надлежащего эффекта. Но дело не только в этой градации. Данный закон якобы предусматривает автономию университетам, но если внимательно проанализировать, то реальной автономии не предусматривается. Напротив, создается впечатление, что Министерство образования еще больше будет контролировать высшие учебные заведения. Насколько я знаю, в законе предусматриваются и другие нововведения, которые касаются научных степеней, но они реально никакой пользы не принесут. Скорее всего, это будет носить формальный характер. Относительно другого законопроекта о высшем образовании, который предлагает Юрий Мирошниченко, то о нем немногие знают, поэтому никто не обращает внимания. Относительно законопроекта министерства, то он выставлен на его сайте. И если разобраться, то он давно обсуждается, еще со времен Вакарчука, но тогда он был в несколько другом варианте. Этот закон достаточно известен и вызывает неприятие со стороны многих руководителей высших учебных заведений, соответственно — и такая реакция. Судя по всему, у министерства есть желание довести данный закон до логического завершения и проголосовать за него. То, что его отложили до 16 февраля, возможно, случилось действительно из-за студенческих протестов. Возможно, есть и другие мотивы.
Законопроект нуждается во всенародном обсуждении
Ганна ГЕРМАН:
«Подготовленный Министерством образования и науки, молодежи и спорта законопроект о высшем образовании нуждается во всенародном обсуждении. У нас есть дискуссия (с министром образования, науки, молодежи и спорта Дмитрием Табачником). Есть разные подходы к концепции реформ в образовании. Я думаю, что нужно провести всенародное обсуждение, заслушать на Общественном гуманитарном совете имеющиеся концепции и прийти к общему решению. Предложенные реформы не должны привести к повышению платы за учебу. И мы, действительно, не можем принимать решения, которые будут ограничивать студенческое самоуправление и занижать статус или рейтинг ведущих украинских высших учебных заведений. Это нормально, когда высказываются разные мнения. Например, у нас в парламенте зарегистрирован законопроект Юрия Мирошниченко, который также концептуально отличается от того, что предлагает Дмитрий Табачник. Поэтому нужно спокойно все это рассматривать, спокойно принимать решение, которое было бы выгодно в первую очередь студентам, вузам и которое направлено на выполнение президентской программы, ставящей цель вывести ряд украинских высших учебных заведений в список самых рейтинговых в мире».
Организаторы акции протеста обманывают студентов
Дмитрий ТАБАЧНИК:
«Организаторы акции протеста против принятия закона о высшем образовании обманывают студентов и должны нести ответственность. Если из 900 вузов протестуют студенты только одного, то для меня это все понятно, это иллюстрация сказки о танцоре, которому три года мешал Вакарчук, а теперь мешает Табачник. Если говорить уж совсем откровенно, то причину нужно искать в самих себе. А если молодежь обманывают, накручивают и рассказывают басни, то за это должны нести ответственность те, кто обманывает».