Исследование «уровня счастья» World Values Survey (организация социологов из разных стран) показало противоречивые результаты. Опубликованный доклад организации основан на серии вопросников. Респондентов просили оценить уровень их счастья и удовлетворенности жизнью. Как показало исследование, уровень благосостояния не играет столь значительной роли, то есть, действительно, не в деньгах счастье. Более всего жизнью наслаждаются жители «бедных» стран — Пуэрто-Рико и Мексики. В первую пятерку также вошли Дания, истерзанная наркокартелями Колумбия и Ирландия. США заняли 15-е место. Государства бывшего СССР оказались в конце рейтинга. Украина — на 80-м месте, Армения — на 79-м, Россия — 78-м, Молдова — 77-м, Грузия — 75-м, Беларусь — 74-м, сообщает ForUM. Напомним, в Украине сейчас одни из самых высоких темпы экономического роста.
У жителей экс-СССР просто «нет в душе порядка», образно прокомментировала вышеуказанные данные доктор социологических наук, заведующий лабораторией психологии масс и организаций Института социальной и политической психологии Елена Донченко. По ее мнению, «каждый нынче ищет счастье в одиночку: когда не существует осознанного «мы», возникает один из факторов, порождающих коллективную нервозность». «Прибавьте к этому искусственное насаждение чужих ценностей», — говорит эксперт. Неправильно считать, что все они — плохи. Другое дело, что происходит это в обществах, пока еще к подобным вещам неподготовленных, считает она.
Доктор философских наук, директор Киевского международного института социологии Владимир Паниотто подтверждает тезис о том, что материальное благосостояние — не решающий фактор при определении уровня счастья. Правда, оговаривается эксперт, судить о корректности упомянутого исследования он не берется. Объективная оценка «счастливости», по его словам, — уровень обеспеченности, поделенный на уровень притязаний. Проводились подобные «полевые наблюдения» и у нас. Так, согласно исследованию, проведенному в Киеве в 85-м году, индекс счастья столичных жителей по шкале от 100до +100 составил +38. В 90-х он упал до +1. Сыграли роль гласность, возможность ездить за границу, «картинки» о жизни Запада, которые с падением «железного занавеса» стала показывать пресса. В общем, как можно подытожить, украинцы (и не только они) стали сравнивать реальное положение личных дел с личными же и новыми при этом запросами — вооружившись знаниями о том, что кто-то живет лучше.
Тем не менее, как показывают последние опросы КМИСа, в стране наблюдается положительный рост субъективных оценок уровня счастья. Главные, согласно исследованиям, факторы, влияющие на возникновение «счастливых» ощущений у сограждан, — перспектива и стабильность. И, согласно тем же исследованиям, они их не испытывают. А это, по словам В. Паниотто, теоретически может сказаться и на физическом здоровье, и на психическом.
К слову, в Канаде, по словам эксперта, выходит даже специализированный журнал, «исследованием счастья» и занимающийся. Так вот, вышеупомянутое материальное благосостояние, здоровье и дети, оказывается, — далеко не основные компоненты счастья. На первое место опрошенные поставили любовь окружающих (т. е. микросреду) и наличие работы. Исследование Worldwatch Institute также показывает, что счастье человеку обеспечивает «инфраструктура общения». Ради этих благ люди способны поступиться символами своего финансового благополучия — большими квартирами и домами, дорогими машинами, отдыхом на фешенебельных курортах и пр.
Инфраструктура общения включает не только хорошие отношения с членами семьи и соседями, но и социальные механизмы, например, защищающие наемного работника от произвола работодателя, обеспечивающие умеренную продолжительность рабочего дня, приемлемый уровень цен на ключевые продукты питания и услуги (например, на общественный транспорт), доступ к медицинским услугам, а также хорошее состояние окружающей среды. Кстати, в 2001 году американский исследователь Роберт Прескотт-Аллен опубликовал «Индекс экосистем мира» (при подготовке учитывались 87 критериев). Согласно этим данным, две трети населения Земли проживают в странах с низким качеством экологии.
Психолог, главный редактор журнала «Практическая психология и социальная работа» Александр Губенко показатели «рейтинга счастья» связывает с тем, что у соотечественников отсутствует модель поведения под названием «кузнец своей судьбы». С одной стороны, говорит он, это черта менталитета: украинец долгое время был лишен частной собственности. Результат — отсутствие чувства ответственности и, скажем так, саморегуляции. С другой, — социальная нестабильность, высокие налоги и, как следствие, — необходимость обманывать государство. Наблюдается также чувство незащищенности от судебной и правоохранительной власти. Все это порождает, по его убеждению, комплекс жертвы. А разве жертва бывает счастливой?