Да, ноябрь — месяц заразительный. В том смысле, что теперь уже любое столпотворение в центре Киева попахивает революцией. В минувший четверг, в общем, нечто революционное и происходило — на Михайловской площади. Собралось вроде бы не меньше 20000 человек. Ну, не совсем революционное в политическом смысле (хотя, кто знает), но в музыкальном — точно. К нам приехал «Оркестр свадеб и похорон» Горана Бреговича. Приехал впервые и выступил бесплатно, для всех желающих. (Доступным концерт стал благодаря гражданскому объединению «Віче України» под руководством Инны Богословской. — Ред. )
55-летний композитор начинал как автор музыки к кино- и телефильмам еще в середине 1970-х, в титовской Югославии. Однако настоящая слава пришла к нему уже спустя полтора десятилетия, когда появился снятый в США «Сон Аризоны» (иные варианты — «Мечты Аризоны» или «Мечтатели Аризоны», 1993 г.) — самый, наверное, лучший на сегодня фильм Эмира Кустурицы — очень поэтичная, романтическая и одновременно щемящая лента с Джонни Деппом в главной роли. Практически все песни и инструментальные темы, созданные Бреговичем для фильма, в мгновение ока стали хитами, а заглавная баллада саунд-трека, исполненная Игги Поупом, просто взорвала эфир и возглавила все мыслимые списки популярности. Потом были не менее громкие работы — «Королева Марго» (1994 г.) известного французского театрального и кинорежиссер Патриса Шеро, и сверхуспешный «Андерграунд» Эмира Кустурицы (1995 г.) Собственно, испытания славой дружба Кустурицы и Бреговича и не выдержала. Каждый пошел своим путем, вплоть до того, что Кустурица чуть ли не в пику бывшему соратнику создал свою рок-группу «Ноу смокинг оркестра». Брегович продолжает писать музыку к фильмам, уже не столь совершенным (последняя работа — российский «Турецкий гамбит»), нынешние работы Кустурицы тоже небесспорны. Звездный час и у того, и у другого — позади, но сделанного ими в веселые и сумасшедшие 1990-е хватает и по сей день, чтобы очаровывать публику на всех континентах.
Вот тот же Брегович — сделал остановку в Киеве по пути на Тайвань. Его мировое турне продлится еще не один месяц и даже год (!) Так что в любом случае киевлянам очень повезло.
Концерт задержался всего минут на 20 — для подобных мероприятий — сущий пустяк. Когда же артисты появились на сцене, стало видно, что «Оркестр свадеб и похорон» — образование по-балкански пестрое. Струнная группа и мужской хор — все в академически строгих фраках и платьях. Женская вокальная группа из Македонии — в броских национальных костюмах. Духовая секция — в белом; кстати, именно с них, после небольшой распевки хора, концерт и начался — трубачи вышли на площадь прямо перед сценой и исполнили нечто вроде лихой медной прелюдии. Ну и, наконец, сам композитор — весь в белом, с вполне традиционной электрогитарой, расцветкой и формой напоминавшей аналогичные инструменты уже упомянутых 1970-х.
Собственно, о самом концерте много не напишешь. Все было предсказуемо, все желания сбылись. «Оркестр», как и обещали, отыграл три часа, исполнили все хиты из всех фильмов и альбомов, в конце выходили на бис неоднократно, работали слаженно и виртуозно. Начали с «похоронных», меланхолических тем (среди которых — и лейтмотив из «Королевы Марго», очень уж похожий на на что-то из Карла Офра), перешли к «свадьбам» и отыграли их с полагающимся азартом. Звук был временами не слишком хорош, особенно, что касается вокалистов. В целом — праздник удался.
Но особенно хочется написать о фоне — в буквальном смысле этого слова. За сценой возвышался Михайловский Златоверхий собор, устремленный куполами в закатное киевское небо. Над собором и подмостками величаво плыло большое облако, постепенно изменяя цвет от снежного до розового, охристого и лилового. И кружили черными штрихами стрижи, каждым новым витком своего полета отмеривая время этого завораживающего вечера.