Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поэт в двух ипостасях

(величественный и непостижимый)
12 марта, 1999 - 00:00

Когда Шевченко занимал полулегальное положение в обществе, для своего народа, бесспорно, он имел большее значение, чем сегодня. Тогда поэт, подобно заоблачной вершине, поднимался над своим народом, определяя для него высшую планку гражданского духа, к которой тот должен был неустанно стремиться. И народ стремился, с надеждой заглядывая в то время, когда «на оновленій землі врага не буде, супостата, а буде син і буде мати, і будуть люде на землі».

Это время пришло. «Супостата» нет. Но нет и прогресса, так как «люде», несмотря на неизмеримую нищету неньки-Украины, с тех пор ничуть не стали выше духом. Они, оказывается, в общем-то всегда не очень и считали, а ныне тем более не считают нужным черпать мудрость у своего Пророка. Ставить ему памятники — ставят, а вот читать его бессмертные произведения — не читают. А если и читают, то не понимают.

Измученный нищетой, в массе своей народ не проникается духом Кобзаря. Конечно, можно лишь пожалеть «рабів отих малих німих», но ведь поэт сказал свое слово так давно, что хотя бы в последнее время они должны были бы перестать быть рабами. Нет, не перестают. Многократно обманутые и ограбленные властью, оставленные без работы, без заработка, почти без средств к существованию и без всяких надежд на лучшее, они кое-как выживают и молчат. Хотя Кобзарь не молчать завещал, а «миром, громадою» будить «хиренну волю»...

Проходя около памятника Тарасу Шевченко в центре Луцка, будущие художники-дизайнеры, студенты местного технического университета Сергей Хвесик и Алексей Кучинский (на снимке) решили развлечься — из снежной массы «вытесали» копию фигуры на пьедестале. Снежный макет памятника простоял, может, сутки и растаял. Белизна снега — это наши государственно-патриотические иллюзии, лужа грязной воды впоследствии — наше реальное бытие. И жаль до слез, что одно и другое связано с высоким именем бессмертного поэта.

Олег ПОТУРАЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ