Напомним, что проект Налогового кодекса, принятый в июле 2000 года, меняет систему общегосударственных и местных налогов. В частности, предлагается вместо нынешних 36 налогов ввести только 13 общегосударственных, а ставку налога на прибыль предприятий снизить с 30% до 20%, ставку НДС — с 20% до 17%. Либерализация украинского налогового законодательства вызывает неоднозначные оценки, и главным аргументом ее противников (к ним относится и МВФ) является угроза резкого падения бюджетных поступлений в случае снижения процентных ставок. На самом же деле кратковременный негативный эффект снижения налоговых платежей вполне возможен, однако он не является обязательным. Это убедительно доказал опыт России: благодаря введению самого низкого в Европе подоходного налога (13%) доходная часть бюджета в первом квартале 2001 года выросла на 70%, а благодаря введению единого социального налога поступления в социальный фонд выросли на 38%. Даже исходя из необходимости обеспечить конкурентоспособность украинской экономики в сравнении с российской дальше уже нельзя игнорировать опыт нашего северного соседа.
Во время пребывания в Хмельницком первый вице-спикер парламента Виктор Медведчук заявил, что бюджет-02 все- таки будет принят на новой налоговой основе: «Парламент примет «малый» Налоговый кодекс». Как передает корреспондент «Дня» Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ , Медведчук обратил внимание на насущную необходимость перемен: «Зарплата кое- где выдается под столом. К этому работодателей вынуждает налоговая система». Когда же этому будет положен конец, то «в структуре внутреннего валового продукта увеличится доля труда людей, которая до сих пор не превышает 20%, а должна быть в несколько раз больше». Таким образом, прогнозирует первый вице-спикер, уменьшится внутренняя задолженность страны, допущенная правительством Ющенко, которое «не осуществляло структурные реформы, стало одним из центров политического скандала, вспыхнувшего в ноябре 2000 года». Отвечая на вопросы журналистов, не является ли желание принять «малый» Налоговый кодекс попыткой ограничить на выборах админресурс Партии регионов, которую возглавляет глава государственной налоговой администрации Николай Азаров, Медведчук ответил: «Я желаю успехов партии Николая Яновича. Но из личного опыта знаю, что партию нужно строить годами. СДПУ(о) готова противостоять любому админресурсу. Закон о выборах, который примет Верховная Рада, исключает использование админресурса».
Вообще же специалисты считают, что нынче в Украине существует немало факторов в пользу ускорения налоговой реформы: благоприятная внешнеэкономическая ситуация, бюджетный профицит, достаточно высокий экономический рост, возможность получить значительные поступления от приватизации госимущества. Если же макроэкономическое положение ухудшится, проводить реформу будет намного сложнее. Не нужно забывать и о том, что в Украине (как и в России) существует колоссальный сектор теневой экономики. Поэтому есть все предпосылки к тому, чтобы, снижая налоговую нагрузку, активизировать детенезацию экономики и обеспечить стабильный рост доходов бюджета за счет легализации теневого сектора. В конечном счете снижение ставок налогообложения, расширение диапазонов применения низких ставок позволит достичь детенезации оплаты труда, а это, в свою очередь, будет содействовать формированию среднего класса и увеличению платежеспособности населения.
Позавчера в Киеве состоялся «круглый стол» «Налогообложение доходов граждан в Украине: реалии и перспективы», инициатором которого выступил Международный институт сравнительного анализа. Главной темой для обсуждения стали основные параметры системы налогообложения доходов физических лиц, которые вошли в законопроект № 6140. По сравнению с Налоговым кодексом здесь произошли существенные изменения.
Прежде всего это касается шкалы налогообложения: вместо двух градаций (до 540 грн. — 10%, более 540 грн. — 20%), как предусматривалось в ПК, теперь вводятся три — до 600 грн. — 10%, от 601 грн. до 6000 грн. — 20%, более 6000 грн. — 30%. Если ПК предусматривал вообще отмену необлагаемого налогом минимума доходов граждан (сейчас он равен 17 грн.), то новый проект устанавливает этот минимум на отметке 120 грн. Именно необлагаемый налогом минимум стал самым дискуссионным вопросом, что вполне понятно: его пересмотр неминуемо потянет за собой изменение целого ряда законодательных актов, в частности, относительно штрафов, расчета социальных выплат и тому подобное. Поэтому, считают организаторы «стола», следует сохранить ныне существующий необлагаемый налогом минимум в 17 грн., а все возможные изменения перенести на время принятия ПК.
Были и другие точки зрения. Доктор экономических наук Элла Либанова считает, что жесткая привязка необлагаемого налогом минимума к конкретным суммам нецелесообразна, поскольку инфляция впоследствии сведет насмарку сегодняшние оптимальные ставки. Если же «привязываться», то к какой- то относительной величине — например, к средней заработной плате за предыдущий квартал или к размеру государственной целевой материальной помощи, но в любом случае, заметила Е. Либанова, это должен быть «приемлемый уровень», а не 17 грн.
Однако и излишнее повышение необлагаемого налогом минимума содержит в себе опасность нарушить общий макроэкономический уровень — от этого предостерегает представитель Всемирного банка Игорь Шпак. Известно, что налог на доходы физических лиц играет ключевую роль в наполнении местных бюджетов (на 70 — 80%). Когда необлагаемый налогом минимум вырастет в десятки раз, Киев и областные центры выйдут из этой ситуации безболезненно, а вот доходы бюджетов в малых городах, по мнению И.Шпака, могут значительно упасть.
Член бюджетного комитета ВР Валерий Хорошковский утверждает, что сейчас существует много «теневых» схем уклонения от уплаты налогов. По его словам, если удастся уровнять расходы предприятий, связанные с «раскручиванием» этих схем, с суммой налоговых сборов, подавляющее большинство предприятий перейдет на легальную уплату налогов. Но для этого уровень начислений на фонд оплаты труда должен не превышать 20%. Сейчас, по данным эксперта Международного института сравнительного анализа Ростислава Павленко, предприятие, которое хочет выплатить работнику «чистыми» эквивалент $100, должно предусмотреть в смете еще более $72 на подоходный налог, социальные отчисления и начисления на фонд заработной платы. Поэтому не удивительно, что руководители предприятий предпочитают держать зарплаты низкими, применяя различные схемы.
По мнению народного депутата Украины, первого заместителя председателя бюджетного комитета ВР Инны Богословской, председательствовавшей на круглом столе, налог на доходы физических лиц нуждается в срочных изменениях не только ради наполнения бюджета, но и для повышения реальной заработной платы граждан и детенезации доходов населения. Путь к этому лежит через снижение ставок налогообложения, уменьшение социальных начислений на фонд оплаты труда, на введение максимального количества компенсаторов (например, детенезация заработной платы).
Как сообщила И.Богословская, предложенный законопроект предусматривает также стопроцентную индексацию совокупного налогооблагаемого налога (первая индексация — в 2003 году) в зависимости от уровня инфляции, однако против этого категорически выступают Минфин и ГНАУ.
«Только не называйте законопроект о внесении частичных изменений в налоговое закононодательство «малым», — говорит заместитель председателя бюджетного комитета ВР Инна БОГОСЛОВСКАЯ, — Налоговым кодексом: он вносится взамен ранее поданного проекта «малого» кодекса и это совсем другой документ — он значительно меньше по объему и фактически является только корректировкой действующей системы. Настоящая налоговая реформа, разумеется, еще впереди. Мы пошли на вынужденную меру, это компромисс. Мы должны принять этот законопроект как начало подлинного реформирования налогового законодательства. Если сейчас не снизить налоговую нагрузку, то многие отечественные предприниматели попросту станут регистрироваться в Росии и будут там показывать свои реальные доходы. Сейчас у россиян большие преимущества над нами. На мой взгляд, существует большая вероятность того, что предложенный законопроект будет принят Верховной Радой.
КСТАТИ
Президент Украины Леонид Кучма призывает главу парламента «сделать все необходимое» для принятия Налогового кодекса на текущей сессии и просит главу правительства привлечь специалистов для обеспечения его принятия. Об этом говорится в письмах главы государства к председателю Верховной Рады Ивану Плющу и премьер-министру Анатолию Кинаху в связи с непринятием Налогового кодекса Украины, сообщает Интерфакс-Украина со ссылкой на пресс-службу главы государства.
В обоих письмах отмечается, что в соответствии с определенной Президентом Украины стратегией экономического и социального развития на 2000 — 2004 годы Кабинет Министров Украины еще в 1999 году внес на рассмотрение парламента проект этого документа, который 13 июля 2000 года был принят за основу.
Учитывая большое значение этого законопроекта для реформирования налоговой системы, своевременного принятия на новой налоговой основе госбюджета Украины на 2002 год, глава государства 7 мая 2001 года обратился к Верховной Раде с просьбой сделать все необходимое для принятия Налогового кодекса на текущей сессии. Однако до сих пор этот законопроект не принят, отмечается в письмах.
Главу государства беспокоит то, что вместо Налогового кодекса предлагается ограничиться внесением изменений в отдельные законодательные акты по вопросам налогообложения (так называемым «малым» налоговым кодексом), а также то, что такую позицию народных депутатов поддерживают некоторые члены правительства.
В связи с этим Л.Кучма обращает внимание И.Плюща и А.Кинаха на то, что этот вариант законопроекта является неприемлемым, «поскольку не отвечает концептуальным положениям стратегии экономического и социального развития Украины, не обеспечивает компенсации потерь бюджета от уменьшения ставок налогообложения и видов налогов, не обеспечивает упрощения процедур налогового администрирования, надежной защиты прав плательщиков налогов, стабильности налогового законодательства».
В письме к спикеру президент призывает Верховну Раду «сделать все необходимое для принятия Налогового кодекса на текущей сессии, что будет реальным подтверждением стремления парламента действовать в интересах своего народа».
Обращаясь к премьер-министру, Л.Кучма пишет, что для обеспечения принятия этого документа до конца седьмой сессии необходимо привлечь для работы с депутатскими группами, фракциями и комитетами руководителей соответствующих министерств и ведомств, наиболее квалифицированных специалистов, ученых и научных сотрудников.