Хорошо или плохо, когда какие-то практические шаги опережают разработчиков экономической или, к примеру, энергетической стратегии? Однозначный ответ на этот вопрос дать нелегко. Не дал его и вчерашний день, когда парламентский комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности с утра проводил заседание «круглого стола» на тему: «Энергетическая стратегия Украины: нефтегазовый комплекс», а пополудни обсуждал сугубо практический вопрос о ратификации соглашения об интеграции нефтепроводов Одесса—Броды и «Адрия».
Процесс разработки экономической стратегии в Украине идет уже не первый парламентский срок, и, честно говоря, не только не слишком спешно, но и не очень успешно, хотя нынешний профильный комитет постоянно привлекает к этой проблеме внимание общественности. Кроме вчерашнего, им уже проведено три «круглых стола» со схожей тематикой, но сама стратегия, которую было обещано представить «где-то в конце сентября, октябре» еще, очевидно, вызревает. Впрочем, скорость кипения в этом котле, по-видимому, определяется отсутствием топлива: на предыдущем подобном мероприятии, проходившем в июле, замгоссекретаря Минтопэнерго Николай Штейнберг сказал, что бюджет на разработку стратегии денег не выделяет...
Тем не менее какие-то стратегические направления, безусловно, вырисовываются, хотя в отношении других решений еще нет и вовсе. Впечатление такое, что где-то под властным ковром идет перетягивание каната, но при этом даже те, кто активно в нем участвуют, предпочитают делать вид, что они тут ни при чем. Однако на поверхности все выглядит достаточно прилично. Глава профильного комитета Андрей Клюев вчера популярно рассказывал о трех китах, на которых держится энергетическая стратегия Украины. Первый — это развитие собственной добычи энергоресурсов. Второй — развитие украинской транспортной системы. Третий — создание системы управления энергетикой, а в данном случае — нефтегазовым комплексом страны в процессе ее и его реформирования. Особое внимание Клюев призвал обратить на транзитную систему, обозначив программу минимум — сохранение ее стратегического значения и рабочего состояния — и максимум — развитие и модернизацию.
По замыслу организаторов, квинтэссенцию энергостратегии в нефтегазовой системе должен был изложить заместитель министра топлива и энергетики, глава «Нефтегаза Украины» Юрий Бойко. И он, безусловно, внес свою лепту. Правда, въехав в эту тему всего лишь на двух клюевских китах. Собственную добычу газа, по Бойко, Украина будет наращивать исключительно на черноморском шельфе. О приросте отечественной нефти речь теперь и вовсе не идет: все внимание переносится на ее добычу в Ливии, Алжире, Ираке, России и других странах (сенсация: иракскую нефть Украина будет добывать в составе международного консорциума, среди учредителей которого первой была названа Польша). Кстати, для выхода на международные рынки НАК планирует выпустить облигации на $600 млн. Говоря о новинках в системе управления, т.е. о международном консорциуме по управлению украинской газотранспортной системой, Бойко отметил, что этот вопрос тщательно взвешивается и «мы там видим большую перспективу, поскольку российская сторона также испытывает недостаток транзитных мощностей в этом направлении».
Что касается развития транспортной и, конкретно, нефтетранспортной системы, которое сейчас застопорилось в ходе дискуссии о направлении (проектное или реверсное) прокачки нефти по трубе Одесса— Броды, то Бойко обошел эту тему, словно ее и не существует: «К концу года мы планируем еще более увеличить объем прокачиваемой нефти через нашу страну на основе договоренности с Российской Федерацией, касающейся в основном участка Кременчуг—Снегиревка».
Между тем промоутер конференции А.Клюев в одной из своих ремарок отметил: транспортировка энергоносителей и развитие соответствующей системы — это краеугольный камень энергетической стратегии. Неужели он так и останется для нас неподъемным?