Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пока открыты врата

18 сентября, 1999 - 00:00

Праздник Рош а-Шана всегда занимал особое место в еврейской традиции. Даже в те годы, когда иудаизм находился в опале, когда шел массовый отток людей от веры отцов, в этот день синагоги были переполнены. Сегодня духовная жизнь евреев в Украине переживает возрождение. Люди возвращаются к тысячелетним ценностям Торы. Растут и развиваются старые общины, создаются новые. Ярким примером тому может служить молодежная религиозная община «Эш а-Тора» («Огонь Торы»). «Эш а-Тора» объединила молодых, активных и творческих людей, которые живут в соответствии с духовными ценностями иудаизма, оставаясь при этом современными людьми в современном мире. Здесь встретились ученые и актеры, врачи и программисты, студенты и преподаватели вузов.

Наверняка большинству читателей об этом празднике известно немного. Главная примета Рош а-Шана в Украине — массовое паломничество в Умань ортодоксов-хасидов. Каждый год они слетаются сюда со всех уголков земного шара, чтобы встретить праздник в том месте, где жил и похоронен один из великих мудрецов и наставников еврейского народа — рабби Нахман.

Попытаемся приподнять завесу над тайнами Рош а-Шана. Любой праздник имеет свои корни и историю. Важнейший вопрос, на который предстоит дать ответ — что именно мы отмечаем в этот день? Ответов на этот вопрос, как это часто бывает у евреев, несколько.

Еврейский календарь ведет отсчет лет от сотворения мира Всевышним, то есть от «шести дней творения». Какому же из дней творения соответствует Рош а-Шана? Оказывается, не первому, когда были созданы небо и земля, а шестому — дню сотворения первого человека, Адама. Еврейские мудрецы объясняют это тем, что без человека, венца творения, мир не может считаться завершенным, «функционально пригодным». Итак, Рош а-Шана — день рождения всего человечества и сотворения мира.

Дословный перевод «Рош а- Шана — «глава года» — помогает понять смысл и значение этого дня. Все, что делает человек, рождается в его голове. Рош а-Шана питает энергией все остальные дни года, это момент своеобразной «перезарядки батареек» нашего мира. От того, как пройдет этот праздник, во многом зависит то, что ждет нас в наступающем году. Учение Каббалы говорит, что 365 дней года так же зависят от Рош-а-Шана, как 365 основных нервных волокон человека зависят от головного мозга. Не случайно одно из традиционных блюд праздничного стола — рыбья голова. Она символизирует нашу надежду быть в новом году «в голове, а не в хвосте». Согласно еврейской традиции, в Рош а- Шана Всевышний определяет, что ждет в будущем году человека: радость или печаль, здоровье или болезни. Рош а-Шана — день определения судьбы каждого в наступающем году.

Вернувшись к шестому дню творения, вспомним, что произошло в этот день с Адамом и Евой. Они нарушили запрет Творца и съели плод дерева познания добра и зла, за что были осуждены и изгнаны из Эдемского сада. Впервые свершился Божественный суд над человеком. С тех пор каждый год в этот день Всевышний судит все человечество: каждого человека в отдельности, каждый народ и страну в целом. Главная духовная суть Рош а-Шана — День Суда. Возникает вопрос: как можем мы, подсудимые, радоваться и праздновать день суда над нами?! Дело в том, что за свой проступок Адам заслуживал немедленной смерти, однако Всевышний простил его и заменил наказание на более мягкое. Таким образом, в этот день мы видим еще и величайшее проявление Божественного милосердия. Кроме того, мы радуемся в День Суда потому, что сам этот суд помогает нам исправиться. Очень часто человек чувствует, что поступает неправильно, но в повседневной рутине не может найти время и силы, чтобы изменить себя. Рош а-Шана — время, когда он получает от Создателя дополнительные силы для исправления. «Это время, когда стражи пропустят странника в город; время, когда врата небес открыты, когда молитва будет услышана и раскаяние принято», — пишет Талмуд о Рош а-Шана.

Раскаяние (на иврите «тшува») является ключевым понятием Рош а-Шана. Иудаизм не признает индульгенций. Каждый несет полную ответственность за свои поступки перед Богом. Хотя раскаяться никогда не поздно, нельзя грешить сегодня, собираясь исправиться в будущем. Нельзя рассуждать так: «Сегодня я еще раз согрешу, но завтра покаюсь, и мне все простится!» Такое «покаяние» не будет принято Всевышним. Один из еврейских мудрецов писал: «Раскаяться не поздно за час до смерти, но кто знает, когда пробьет его час? Поэтому ты должен исправиться сегодня, думая, что умрешь завтра».

Раскаяние должно быть полностью искренним, и тогда оно обладает огромной духовной силой. Тшува — сложный поэтапный процесс. Существуют четыре ступени, ведущие к полному исправлению. Сначала человек должен честно признать свою вину, согласиться, что поступил неправильно. Затем — осознать всю глубину своего проступка, понять, как следовало поступить на самом деле. Но мало раскаяться перед Творцом. Ты обязан исправить и возместить весь ущерб, нанесенный другим людям, и попросить у них прощения. Не жалея денег, религиозные евреи звонят через полмира, чтобы попросить прощения у человека, которого они, как им кажется, обидели в уходящем году. Более того — если умер тот, перед кем человек провинился, он обязан приехать на его могилу и вслух попросить прощения в присутствии десяти человек. И наконец, последний, самый важный этап раскаяния — принять твердое решение больше никогда так не поступать, не повторять допущенные ошибки.

В Рош а-Шана принято трубить в шофар — специально обработанный бараний рог. Пронзительные звуки шофара призваны пробудить человека от «духовной спячки». Шофар подобен колокольчику, который сообщает нам о приходе Главного Судьи в зал заседания суда.

После Рош а-Шана начинаются так называемые «десять дней раскаяния». Эти дни — последний срок для самоисправления. Хотя суд уже завершен, Всевышний еще принимает наши «апелляции». Через десять дней наступает Йом Кипур — День Искупления, когда Бог прощает все грехи, в которых человек искренне раскаялся. Йом Кипур — день строгого поста и покаянных молитв. Именно в одной из молитв этого дня наиболее точно отражена его духовная сущность: «В Рош а-Шана приговор записывается, а в пост Йом Кипур скрепляется печатью: скольким уйти и скольким быть сотворенными, кому жить и кому умереть... Но исправление своих грехов может отменить тяжкий приговор». Так чему же мы радуемся в Рош а-Шана? Тому, что в этот день человеку дается возможность получить прощение и исправить свои поступки. «Где ты, Адам?» — спросил Творец у человека в шестой день творения после того, как тот впервые согрешил. Еврейские комментаторы Библии так расшифровывают этот вопрос: «Где твое место на земле, человек? Выполняешь ли ты свое предназначение, творишь ли добро?» С тех пор Всевышний каждый год в тот же самый день, день Рош а-Шана, обращается с этим вопросом к каждому из нас — где ты?

Чтобы понять, почему тысячи хасидов тянутся в Умань перед Рош а-Шана, вспомним слова, сказанные рабой Нахмана: «Отчаянию нет места в этом мире, ибо никакая ситуация не является безнадежной и дорога к исправлению, даже если она очень трудна, всегда существует». Рош а-Шана — время, когда нам дается шанс вернуться к добру и изменить что- то в себе. Пока открыты Врата, пока звучит шофар...

Максим ЛЕСОВОЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ