Тем временем страны, представляющие альтернативные пути для транзита каспийской нефти в Европу, конечно же, не дремлют. Украина серьезно рискует потерять транзитные доходы после окончания строительства трубопровода Тенгиз—Новороссийск. Сегодня казахская нефть отправляется на экспорт именно через старый одесский терминал, и в случае остановки этого потока ежегодные убытки оцениваются на уровне 100 миллионов гривен. А шустрые румыны успели взять кредиты Европейского банка реконструкции и развития для увеличения пропускной мощности порта Констанца. Уже готовы принимать каспийскую нефть глубоководные порты в Триесте (Италия) и Омишаль (Хорватия). И румыны, и итальянцы, и хорваты уверяют, что их транзитный путь намного дешевле, чем украинский. Будем надеяться, что блефуют. Впрочем, сами страны-экспортеры, Азербайджан и Казахстан, декларируют намерения полностью использовать все предлагаемые им пути транзита. Во всяком случае, именно такие заявления сделали лидеры этих стран на встречах с Президентом Леонидом Кучмой. Настораживает лишь, что такие обещания «каспийцы» дают многим, и, по оценкам экспертов, казахи уже заключили только предварительных контрактов на десять лет вперед. А в Украине до сих пор не решили, каким образом будут доставлять нефть к новенькому одесскому терминалу Южный. Сначала планировали не мелочиться и строить собственный танкерный флот. Это, кстати, предусмотрено указом Президента за прошлый год. Но в Госбюджет соответствующих затрат тогда никто не внес. Теперь николаевские судостроители ждут заказов на следующий год, но, похоже, все равно придется фрахтовать иностранные танкеры. Конкретных переговоров с крупными судовладельцами, опять же, пока что никто не вел. Да и четкого осознания, кто же должен вести такие переговоры, в Киеве на сегодняшний день нет. Логика подсказывает, что в переговорах должны быть задействованы и украинцы, и казахи с азербайджанцами, и европейские импортеры. В России и Румынии эту проблему уже решили путем создания международных консорциумов. В Украине распоряжение Президента о создании международного объединения для реализации украинской части нефтяного коридора не выполнялось.
Секретарь РНБО Евгений Марчук уверен, что в затягивании с реализацией проекта Одесса—Броды не обошлось без организованного противодействия. Страны-конкуренты всячески стимулируют политизацию решения этого вопроса. И правильно делают. Вести политические дискуссии и делать дело одновременно может, наверное, только тот, чье основное дело — политическая дискуссия. Среди заинтересованных в оттягивании сроков создания консорциума на заседании СНБО назывались и «Магистральные нефтепроводы «Дружба». При этом выдвигалась версия о том, что руководство этой структуры заинтересовано в праве распоряжаться средствами на строительство нефтепровода Одесса— Броды.
О последствиях обсуждения ситуации на СНБО мы узнаем через месяц, на протяжении которого правительству уже поручено привлечь к ответственности всех виновных за невыполнение президентских распоряжений по Евроазиатскому коридору. Совершенно очевидно, что этот процесс будет сопровождаться политическим шумом. В таких условиях инициированное новым премьером создание на базе «Дружбы» и «Приднепровских магистральных трубопроводов» компании «Укртранснефть» вряд ли останется в стороне. В любом случае, очевидно, что «транзитное» время сейчас играет против Украины.
К тому же, идея создания «Транснефти» на сегодняшний день выглядит пока как объединение проблем, а не суммирование мощностей. «Приднепровские магистральные нефтепроводы» рискуют вовсе оказаться без заказов. В документах СНБО именно так сформулирован пессимистический прогноз последствий достройки Россией обходного трубопровода.