Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Политическое «цунами»: кто останется в живых?

23 октября, 2007 - 19:29
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Позиционная война продолжается... Активных действий вроде бы не происходит, однако линия противостояния все время в движении. Сепаратные переговоры в разгаре. Ни одна сторона не доверяет друг другу. Политические лагери выискивают потенциальных предателей и проводят мероприятия по дезинформации неприятелей. Любые союзы временны лишь по определению, ведь соединяющее начало для каждого, безотносительно к цвету знамени, является желанием уничтожить другого. Имеющаяся в наличии суицидальная пассионарность политической элиты, которая так и не смогла ею, элитой, стать.

«ШТАТНЫЕ ОРАКУЛЫ» ИНТРИГУЮТ...

Информационные атаки-выпады, которые совершают отдельные политики, малозначительны и даже не в состоянии сформировать «повестку дня». Например, тот же Тарас Чорновил заявляет, что НУ-НС и БЮТ должны закончить формирование коалиции, или в случае провала переговоров спокойно перейти к формату создания «широкой коалиции». Он намекает, что блок «Наша Украина — Народная самооборона» не хочет создания коалиции демократических сил, и утверждает, что Верховная Рада VI созыва в полной мере может работать без коалиции, а правительство Януковича в этот период будет исполняющим обязанности. Нашеукраинец Юрий Ключковский в ответ — о «дымовой завесе», что, мол, тот, якобы, своими словами подтвердил, что «предпосылок для разговоров о создании широкой коалиции нет», что «штатный оракул» Партии регионов «Тарас Чорновил от своих партийных боссов получил разрешение говорить все, что угодно, и тем самым создавать в украинском обществе такую себе «информационную шумиху».

Кажется, ситуация 19 октября 2007 г. должна кардинально измениться. Заявления, брифинги, пресс-конференции проходят друг за другом. Появляется заявление Партии регионов, что собраны пять миллионов подписей граждан Украины за проведение референдума по вопросам: существование двух государственных языков — украинского и русского, избрание глав районных и областных государственных администраций непосредственно населением и неучастие Украины в военных блоках. «Мы считаем необходимым продолжение конституционной реформы, поскольку несовершенство Конституции в отдельных позициях является причиной многих политических кризисов и недоразумений в обществе», — раздается из лагеря регионалов. Партия регионов продолжает работу по организации референдума — собранные документы уже переданы в Центральную избирательную комиссию (при этом еще накануне представитель Партии регионов не исключал возможности, что партия не будет настаивать на проведении референдума).

На публике появляется советник Президента Украины Степан Гавриш. Он доносит до общественности, что в Секретариате Президента сегодня состоялось совещание по вопросам подготовки новой редакции Конституции при участии Президента Украины Виктора Ющенко. По его словам, также на совещании присутствовали секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Иван Плющ и председатель Секретариата Президента Виктор Балога.

Наряду с якобы будничной информацией, что во время совещания речь шла о необходимости консолидации политических сил ради того, чтобы в Украине можно было создать модель новой Конституции, которая имела бы европейское содержание, звучит определяющее — Президент не потерпит наличие двух стратегических центров, что именно Виктор Ющенко должен быть в центре национального стратегического направления и исполнять функции конституционного арбитра. И произносится главное, ради чего этот брифинг проводится: «Оранжевая коалиция» не должна закрывать двери и отказываться от сотрудничества с другими политическими силами».

Президент, по словам советника, считает неприемлемым, когда политические силы, которые «использовали его имя», диктуют, навязывают коалиционное соглашение между НУ-НС и БЮТ, согласно которому любое сотрудничество с КПУ и Партией регионов является невозможным. С таким подходом, по словам Гавриша, коалиция не сможет быть перспективным объединением. И подобная ситуация увеличивает конфликт и отдаляет Президента не только от сотрудничества с победителем парламентских выборов — Партией регионов, но и «обрезает диалог» с Востоком Украины. По словам господина Гавриша, такая ситуация подталкивает Президента на конфликт. При этом, как отмечает он, если будущая коалиция не будет сотрудничать с Президентом, это также может создать конфликт в управлении государством.

Далее советник Президента по правовым вопросам провозглашает не что иное, как стратегию дальнейших действий: «В ближайший месяц мы получим четкую и ясную позицию и модель Президента (видение новой концепции Конституции Украины. — Ред. )… Он должен заявить о своих политических взглядах — об основных конституционных позициях и ценностях». Исходя из его слов, проблема в том — какую смешанную форму управления государством предложить. «Сегодня более чем очевидно, что эта форма управления будет связана с тем, что именно у Президента должен находиться центр национально-стратегического планирования», — отмечает он. Это не значит, что глава государства должен управлять исполнительной властью, обеспечивать деятельность судебной и законодательной ветвей власти. Однако у Президента должны быть функции конституционного арбитрирования для того, чтобы все ветви власти работали в одном направлении и обеспечивали национальный интерес. Есть уверенность, что референдум по утверждению новой редакции Конституции будет проведен не позже осени следующего года. «Наилучший период — это начало сентября — конец октября, для того, чтобы до выборов Президента имплементировать новую часть конституционных положений», — подытоживает президентский предвестник.

Впоследствии появляется информация, что «секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Иван Плющ встретился с Чрезвычайным и Полномочным послом США в Украине Уильямом Тейлором. Во время встречи стороны обсудили современную политическую ситуацию в Украине, которая сложилась после проведения 30 сентября 2007 г. досрочных выборов в Верховную Раду Украины. Собеседники также обменялись мнениями относительно актуальных вопросов формирования парламентско-правительственной коалиции, которая бы обеспечила политическую стабильность и социально-экономическое развитие Украины на основании европейских демократических ценностей». Совпадение?.. Вряд ли.

В этот же день проводятся определенные кадровые рокировки в СБУ. Виктор Ющенко увольняет с должности заместителя председателя Службы безопасности Украины начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Валерия Пидболячного и назначает Тиберия Дурдынца (в данный момент он уволен с должности начальника Управления СБУ в Закарпатской области) на его место. Следовательно, Президент усиливает свои позиции или это просто сведение счетов с главой СБУ за единственную область, где победил НУНС? Скорее, и первое, и второе, ведь Президенту нужно, и как можно скорее, прибрать к рукам весь силовой и фискальный блок (об этом — ниже).

Нынешнее развитие ситуации — логическое продолжение провозглашенной накануне в Лиссабоне (Португалия) Секретариатом Президента и подтвержденной самим Ющенко позиции относительно предостережения членов еще несформированного большинства еще не действующего парламента от вмешательства в полномочия главы государства. И это еще не прошел день с момента обнародования Блоком Юлии Тимошенко и Блоком «Наша Украина — «Народная самооборона» текста коалиционного соглашения, основой которой стал «Украинский прорыв», изменив название на «Украинский прорыв — для людей, а не политиков» (именно Юлия Владимировна настаивала на этом).

Руководитель президентского Секретариата Виктор Балога говорит, что в парафированных соглашениях «потерялись» некоторые предвыборные обещания участников объявленного большинства, перспективы воплощения которых выглядят далеко не радужными. «Сначала был составлен протокол разногласий, куда внесли самые сложные для выполнения обещания. Потом его легко ввели в тело основного документа, стремясь продемонстрировать отсутствие внутренних противоречий», — отмечает он.

По мнению Балоги, такой маневр не должен никого вводить в заблуждение, ведь масштабы предвыборных обязательств, как и сложность их реализации, не уменьшаются. В первую очередь, речь идет об отмене призыва на военную службу и возврат обесцененных сбережений Сбербанка СССР. «Конечно, новые коалицианты могут привлечь к этой работе мага Копперфильда, однако ответственные политики должны все-таки применять взвешенные подходы», — злорадствует глава Секретариата. Его поддерживает секретарь СНБО Иван Плющ. Он считает неприемлемой практику постановки политическими партиями ультимативных требований, касающихся вопросов национальной безопасности. «Соответствующие решения должны приниматься с учетом позиции Президента, правящей коалиции и общественных институтов после обсуждения на заседаниях РНБО», — отмечает господин Плющ.

На людях Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко еще приветливо улыбаются друг другу. На самом же деле, Президент откровенно возмущается вмешательством будущей коалиции в сферу военной политики. Ющенко говорит, что «это — оскорбительная постановка, это игнорирование интересов, в первую очередь, военнослужащего, и безопасности нации», что политические друзья и коллеги могут «на своем уровне» формировать соответствующие визии.

Юлия Тимошенко отмалчивается, за нее высказывается Николай Сивульский. Он убеждает, что члены еще не созданной коалиции даже не пытались посягнуть на какие-то президентские права или полномочия. Наоборот, добавили ему лишние: «Мы дали Президенту даже больше, чем предусмотрено Конституцией. Согласно Конституции, в его компетенции только назначения министров обороны и иностранных дел. А мы позволили ему еще подавать кандидатуру министра внутренних дел. Это вне рамок Конституции. Так что я не понимаю, о чем разговор». «Фактически там повторены все нормы Ко нституции, и мне непонятны основания для такого. Возможно, это профилактика с его стороны», — высказывает предположение представитель БЮТ. Он почти прав, в отличие от политтехнолога и одного из авторов «Прорыва», который говорит, что разговоры об этом — следствие внутренних разногласий в «Нашей Украине». Внутренние. Ведь Ющенко уже не намекает, он недвусмысленно отмечает, что сегодня он намеревается лично устанавливать правила игры, даже несмотря на сокрушительн ое поражение на референдуме о доверии под названием «досрочные выборы»...

Юлия Тимошенко утонченно и убедительно переиграла всех. И поэтому, скажете вы, она имеет полное право, в соответствии с предвыборными договоренностями между НУ-НС и БЮТ, получить должность премьера. Определено именно это хотел сказать на пресс-конференции Леонид Кравчук, когда озвучивал свою осведомленность относительно договоренностей между Партией регионов и Президентом относительно проведения досрочных выборов и, постфактум, создания «широкой коалиции» и об уверенности Ющенко в том, что БЮТ не наберет больше, чем в последний раз, то есть 22% голосов. «Кто бы сейчас не предпринимал попыток создавать широкую коалицию — пока не будут определены общие основы ее деятельности, такая коалиция не имеет шансов на жизнь. Это будет временное собрание людей, которые поругаются в Верховной Раде при первом проблемном голосовании», — сетует первый президент Украины, ведь «фундамент у нас и сам характер политиков-непрофессионалов не внушают надежды на то, что в Украине может быть создана эффективная коалиция».

По словам «хитрого лиса» украинской политики, если «широкая коалиция» будет создана, то все три политические силы быстро разругаются из-за непомерно больших амбиций их лидеров. «Я хорошо знаю этих политиков. Как сказал Павлов, я «по своим собачкам» вижу, что эта власть долго не продержится», — делает заключение господин Кравчук. «Я считаю, если Виктор Андреевич не изменит своего видения коалиции и оппозиции и будет поддерживать «оранжевую коалицию» — она будет создана», — уверяет себя и представителей масс-медиа Леонид Макарович. Дальше отмечает: при активной поддержке Президента такая коалиция имеет перспективу существования. До недавнего времени, казалось бы, он был другого мнения — пропагандировал консенсус политических элит.

Сегодня, даже несмотря на отсутствие достаточного количества «аналитических мозгов» при Секретариате Президента (ведь подбирали туда не по профессиональным качествам, а по принципу личной преданности), понятно, что необходимо перегруппировываться. Пониманию этого способствовал проигрыш на выборах. Ребрендинг «Нашей Украины» и превращение ее в блок «Наша Украина—Народная Самооборона» подтвердил, с одной стороны, эффективность политических технологий, с другой — доказал несомненность наличия кадровых проблем и проблем кадрового резерва. И дело здесь ни в Славе Кириленко, который соблазнился на скипетр спикера, и не в Юрии Луценко, которого манит ключ от Киева. Проблема значительно глубже — в неотложной потребности реструктуризации политической среды Украины.

Да, идти в оппозицию никто не желает. Правда и то, что один считает себя мессией, второй называет себя спасителем нации, все стремятся царствовать, ведь в стране достаточно осталось того, что еще можно «прихватизировать». Кроме энергоносителей, на кону — жилищно-коммунальное хозяйство и земля. А президентские гонки-2004, выборы в Верховную Раду 2006 года и нынешние досрочные высосали столько!..

Даже из постизбирательных рекламных роликов БЮТ ясно, что Юлия Владимировна не прекратила, как, кстати, и Виктор Ющенко, президентскую кампанию, начатую уничтожением парламента предыдущего созыва. С досрочными выборами на смену двоевластию пришло безвластие, то есть власть может достаться тому, кто окажется более ловким, политические ходы которого окажутся более изысканными, нетривиальными, тактически грамотными и по времени согласованными и направленными на стратегическую цель, которая для большинства игроков представляется в форме абсолютной власти.

Подытоживая, отметим: позиционная война будет длиться недолго. Напряжение ожидания — не то состояние, в котором может долго оставаться лидер блока своего имени. Психотип не тот. Пар можно выпустить. Однако выброс его будет иметь только временный эффект. Чем дальше будут оттягиваться военные действия, тем более кровавой будет война. Это понимают все. Отсюда перестроение. Однако в отличие от Тимошенко, которая нуждается в действиях, Ющенко борется за время. Сегодня Президенту подыгрывают коммунисты, ведь благодаря иску кандидата в народные депутаты от КПУ Сергея Гмыри, который он направил в Высший административный суд с требованием признать результаты внеочередных парламентских выборов противоправными, отсрочивается первое заседание Верховной Рады VI созыва. Каждый, в соответствии со своими интересами — Социалистическая партия Украины, Прогрессивная социалистическая партия Украины, Партия свободных демократов и Всеукраинская партия народного доверия — просят Высший административный суд признать противоправными действия Центральной избирательной комиссии по установлению результатов выборов в Верховную Раду. Партия регионов в ожидании. К тому же, вот-вот, смотри, и партийный бренд останется в одних руках, а добрая половина партии и большая часть финансового обеспечения окажется рядом с «верными бойцами» уже обновленного блока НУ-НС. Понятно, остатки НУ-НС присоединятся к БЮТ. Если Владимиру Литвину, который заявил о своих президентских амбициях, удастся удержаться в стороне, не дать себя втянуть в распри, подняться над потасовкой, то, «расправив плечи», он может получить прекрасный шанс побороться за первую должность в государстве. Хотя насчет Литвина в Секретариате Президента другие планы...

Будет кОалиция или кАолиция — принципиально не важно, ведь важно — возьмет или нет верх государственническая позиция. Кажется, нам будут долго и нагло скармливать «завтра-завтра-не сегодня», а в случае — сейчас, то главное блюдо все-таки завтра. Юлия Тимошенко стала заложником, как говорят психологи, «застревания» на должности премьера. А сегодня и заложником своего социал-популизма, а также, экономически и законодательно неаргументированных обещаний. Ее привлекает должность премьер-министра, и ее соблазняют этой должностью. При этом она готова терпеть от Ющенко любые публичные унижения как-то: отказ от закона о Кабмине, согласна брать власть в том виде, в котором позволят, что в большей степени пугает Ющенко, нежели ее сопротивление.

Стратегия предвыборной президентской кампании Виктора Ющенко нанизана, как на стержень, на идею «Конституционной реформы», которая, несмотря на свою неновизну, будет использоваться как разновидность неконвенционных войн — геофизической войны в виде цунамирования побережья неприятеля, искусственного подводного землетрясения, которое, если и не уничтожит противоборствующие силы, однако предоставит свободу действий и обеспечит оперативное пространство Секретариату Президента. Однако никто из зачинщиков не задумывается, что водоворот пучины может затянуть и кого-то из них.

Ярмарка тщеславия, где нет места открытой политике, где в корпоративном противостоянии определяется стратегия развития страны, где национальные интересы пренебрегаются в угоду политическим амбициям, которые, в свою очередь, подчинены финансовому диктату спонсоров и неукраинским внешним влияниям... Грустно, ведь такова нынешняя Украина... Надежда только на одно — политическое поле Украины способно очищаться. Процесс пошел...

Валентин ЛЫСЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ