Назовите мне хотя бы один народ, который почти четыреста лет не имел своей государственности, и при этом, будучи подчиненным таким сильным государствам, как Российская империя и Речь Посполитая, сумел сохранить свою историческую память?
Тут следует говорить о психологических характеристиках, которые очерчивают свойства исторической памяти. Нация — это не только поколение, которое живет сегодня, это совокупность всех поколений, это исконный живой организм; в нации живут и отображаются все прошлые поколения. Психологический парадокс порабощенного народа заключается в том, что он на интуитивном уровне пытается удержать в памяти упоминания о своей истории, происхождении, победах, своих героях и врагах. Ведь национальное сознание — это идентификация человека с историческим прошлым данного этнокультурного сообщества. Когда же народ после продолжительного порабощения обретает свободу, происходит «эффект головокружения» от «глотка свободы». Отпадает психологическая потребность в сохранении исторической памяти, и упоминания об историческом прошлом своего народа становятся эпизодическими, выборочно воспроизведенными идеологией, которая руководит нацией. В этой ситуации роль носителя исторической памяти играет национальная интеллигенция. Именно она через культуру, язык, образование, науку и т. п. должна не только сохранить, но и возродить историческую память народа.
Что же происходит с исторической памятью украинцев? На протяжении веков благодаря ментальному рвению украинцев к свободе была сохранена историческая память украинского народа да и, собственно, сам украинский народ. Обретя свое государство и пережив эйфорию первых лет независимости, украинцы как будто начали терять интерес к своей истории, культуре и т. п., что, в принципе, хоть и плохо, однако является логическим этапом на пути развития нации. Казалось бы, настала очередь интеллигенции взять на себя функцию сохранения и воссоздания исторической памяти в обществе. Исторически так и происходило. Вспомните хотя бы начало двадцатого века. Тогда интеллигенция взяла на себя функцию возрождения национальных ценностей. Однако за годы порабощения, а особенно в период Советского Союза украинская интеллигенция была полностью истреблена и обескровлена, слабых усилий ее сегодняшних немногочисленных представителей слишком мало, чтобы разработать концепцию исторической памяти украинцев и популяризировать ее в обществе. Этим пользуется псевдоэлита, которая часто в своих интересах использует исторические факты, искажая их на свой манер и играя на патриотических чувствах украинцев.
Стыдно, что мы продолжаем направлять свой народ на празднование исторических поражений, а не побед, формируя тем самым его ущербность. Часто ли мы слышим о победных боях под Оршой князя Острожского, под Конотопом гетмана Выговского, под Хотыном гетмана Сагайдачного? Найдем ли мы в трудах отечественных историков упоминание об интеллектуальном наследии Острожских просветителей?
Миссию воспитания украинской интеллигенции взяла на себя возрожденная Острожская академия. Еще князьями Острожскими это учебное заведение было основано как школа лидеров нации, как оберег национальной идеи и национальной памяти. Сегодня мы пытаемся дать студентам не только качественное образование, но и воспитать высокоморальных граждан, для которых украинская идея — это и есть историческая память. Я убежден, что выпускник Острожской академии никогда не посрамит честь своего государства, никогда не будет пренебрегать языком, историей, национальными ценностями своего народа.
Помнить нужно и победы, и поражения. Однако катастрофическое неумение украинцев гордиться своим прошлым, своими достижениями отбрасывает нас далеко назад в развитии. Сегодня перед нами стоит задача воспитать новое поколение украинской интеллигенции: патриотической, высокоморальной, демократической. Только тогда мы сможем сохранить историческую память украинского народа и избежать манипулирования ею со стороны политических сил. Чтобы построить украинское общество, нужна крепкая идеологическая основа, идеал, глубоко укорененный в характере украинцев.