Антимонопольный комитет передал в правительство предложения по итогам проверок на рынке нефтепродуктов. Августовский ценовой всплеск, по выводам специалистов комитета, не стал следствием сговора участников рынка. Проверки подтвердили заявления крупнейших нефтетрейдеров о том, что главной причиной кризиса стало подорожание нефти на мировом рынке. В итоге повысились цены на сырье не только для НПЗ, принадлежащих российским компаниям, но и на нефть, которая добывается в Украине и продается на аукционах. Покупатели были готовы платить больше, и «Укрнафта» не возражала. Как следствие, на автозаправочных станциях бензин тут же подорожал на 20—30%.
В документах, переданных в правительство, главной угрозой для рынка нефтепродуктов называется введение местными администрациями ценовых ограничений. Председатель Антимонопольного комитета Алексей Костусев сообщил, что эта идея сейчас обсуждается несколькими губернаторами. На его взгляд, если решения о максимальных ценах на бензин будут приняты, небольшие фирмы, владеющие АЗС, окажутся вытесненными с рынка крупными компаниями. Таким образом, риск проявлений монополизма усилится. Антимонопольный комитет предложил Кабмину официально разъяснить местным властям, что, согласно действующему законодательству, госрегулирование цен может вводиться лишь на те группы товаров, которые определены правительством. Нефтепродуктов среди них сегодня не значится.
Также Антимонопольный комитет по результатам проведенных проверок предложил правительству ввести постоянный контроль над сменой реальных хозяев АЗС. Речь идет об официальной регистрации перехода прав собственности на заправки. «По ходу проверок оказывалось, что мы имеем информацию об одном хозяине сети АЗС, а реально он уже давно их продал. Причем на самом деле ими владеет уже третья компания», — рассказал Алексей Костусев. По его словам, не имея четкой информации о владельцах АЗС, Антимонопольному комитету будет попросту невозможно выяснить, есть ли на том или ином региональном рынке нарушения принципов равноправной конкуренции. Стоит отметить, что с введением регистрации перехода прав собственности возникнет риск злоупотреблений со стороны «регистратора», в том числе и по политическим соображениям. Чтобы этого не произошло, Алексей Костусев считает целесообразным обязать торговцев бензином лишь уведомлять уполномоченные госорганы о смене хозяина АЗС.
Обратил внимание Антимонопольный комитет и на тот факт, что государство не использовало возможность поддержать стабильную внутреннюю цену на нефтепродукты с помощью нефти, добываемой в Украине. В связи с этим комитет предложил правительству отменить продажу отечественной нефти на аукционах. «Аукцион всегда увеличивает цену. В сложившейся ситуации это сыграло негативную роль», — считает Алексей Костусев. Дискуссия о необходимости нефтяных аукционов уже давно ведется в правительстве, и не исключено, что ценовой всплеск, произошедший в августе—сентябре, может определить окончательно решение Кабмина. Напомним, аукционы были введены, чтобы сделать прозрачными операции по продаже украинской нефти, потому что «Укрнафта» ранее не раз обвинялась в проведении сомнительных сделок с фирмами-покупателями, близкими к руководству компании.
Кроме того, Антимонопольный комитет предложил правительству «найти возможность урегулирования с правительством России вопросов, которые могут влиять на ограничение импорта нефти в Украину». Речь, очевидно, идет об информации, появившейся в российских СМИ, по поводу разработки проекта постановления Кабинета Министров РФ о запрете на поставки нефти в Украину тем компаниям, которые не имеют в нашей стране своих нефтеперерабатывающих заводов. В наибольшей степени такой запрет может коснуться российской компании «Юкос», которая у себя на родине сейчас находится в опале и переживает серию скандальных «наездов» со стороны правоохранительных органов. Украине введение такого запрета вряд ли будет выгодно, поскольку чем больше игроков на рынке, тем меньше возможностей для злоупотреблений и ценовой дестабилизации.
В целом аналитическая работа Антимонопольного комитета, проделанная по итогам кризиса, выглядит довольно эффектно, но ее выводы явно запоздали. Алексей Костусев объяснил это банальным отсутствием у правительства налаженной информационной базы о динамике цен на нефтепродукты. Оказывается, чтобы получить эти данные, государственные органы вынуждены выполнить огромное количество различных процедур, занимающих драгоценное время. Созданием оперативной и легкодоступной базы данных, как предполагается, правительство займется уже в ближайшее время. Планируется, что прямой доступ к ней будут иметь Минэкономики, Минтопэнерго, Госкомстат, Антимонопольный комитет и правоохранительные органы. Возможно, после этого риски будут рассматриваться в правительстве не по итогам кризиса, а накануне его возможного возникновения.