Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Помню Кронкайта...

24 июля, 2009 - 20:18

Уважаемая пани Лариса! Как постоянный читатель вашей газеты в последние годы, в первую очередь хочу поблагодарить Вас и коллектив редакции в целом за содержательные, актуальные аналитические публикации, особенно по проблемам истории Украины. Я — научный сотрудник отдела новейшей истории Института украиноведения НАН Украины, а также мои коллеги по работе с большим интересом читаем публикации известных историков и ваших журналистов, которые охватывают широкий аспект проблематики и бывают очень нам нужны.

Для меня лично приятно встречать статьи знакомых по работе в системе НАН Украины авторов, в частности, Станислава Кульчицкого. В первую очередь,— по проблеме глобальной катастрофы украинского народа — Голодомора 1932 — 1933 гг. Я, когда был маленьким, пережил его, а моего отца, тогда председателя колхоза «Червоний маяк» Барвинковского района Харьковской области Елисея Науменко арестовали, исключили из партии и осудили на 10 лет заключения за то, что он, вопреки строгому запрету, раздал колхозникам хлеб на заработанные трудодни и содержал фонд общественного питания и таким образом спас жизнь всех 300 односельчан. Зимой 1933 года ходоки из «Маяка» обошли Чубаря, Постышева, Косиора, Петровского, но помог только Николай Скрипник, который когда-то жил и закончил гимназию в Барвинковом. При его содействии отца вскоре освободили и восстановили в партии и должности. Следовательно, эта тема, близкая для меня, и побудила опубликовать ряд исследований по ней, за что я получил орден «За заслуги» из рук Президента Украины В. Ющенко осенью 2007 года.

Следует заметить, что нынче немало внимания уделяется организаторам Голодомора или геноцида, механизмам его осуществления и жертвам. К сожалению, мало исследуется проблема сопротивления украинского селянства организаторам геноцида. Именно она является ведущей в моих публикациях, докладах на конференциях, в частности, в сентябре прошлого года в Конча-Заспе. Ведь были репрессированы десятки тысяч, расстреляно 2110 человек, из них в январе 1933 года 20 председателей колхозов Киевщины и Харьковщины.

Интересно было встретить на страницах «Дня» статью Евгения Стахива, с которым я неоднократно общался на конгрессах МАУ и конференции в Конча-Заспе. В этом же номере — грустное известие о том, что отошел в вечность выдающийся американский диктор и тележурналист Уолтер Кронкайт, которого я знал лично. Осенью 1967 года он с группой телеоператоров прибыл в Волгоград с целью снять документальный фильм «Товарищ солдат» по случаю 50-летия Советской Армии. Я, тогда майор-артиллерист, был включен в группу обеспечения, поскольку владел английским, и провел с американцами недели три. Они снимали торжественные проводы в армию на Мамаевом кургане, там же — принятие присяги, потом — занятие по боевой подготовке и быт наших солдат. В отличие от наших тогдашних дикторов документальных фильмов, Кронкайт постоянно был в кадре, обращался к зрителю, рассказывал о том, что снималось. Одетый в синий свитер, в галстуке, высокий и стройный, он очень дружественно относился к нам, к нашим солдатам, говорил с улыбкой, словом, оставил чрезвычайно приятное впечатление.

Напомню некоторые интересные моменты. Когда на строевой подготовке мы представили американцам роту Почетного караула, Кронкайт был в восторге. Потом сказал такое: «За что ты служишь, Иван? Не знаем, за что, но не за деньги, поскольку он получает в месяц 4 доллара. Нам говорят — за идею. В конечном счете, командиры правы». На занятиях по физической и огневой подготовке мы представили как обычные стрелецкие взводы гимнастов спортроты дивизии и снайперов, которые крутили «солнце» на перекладине и стреляли исключительно в десятку. Кронкрайт, конечно же, понял, в чем дело, но с благожелательной иронической улыбкой сказал командиру полка М. Грачеву: «Мы желаем, господин полковник, чтобы в вашем полку все солдаты были именно такими». А во время обеда в солдатской столовой, лучшей в дивизии, где были столики на четырех солдат, а обед — почти, как в ресторане, высказался: «Надеемся, что этих юношей будут так же хорошо кормить и после нашего отъезда». Когда показали, как солдаты наматывают портянки, сказал: «Безусловно, для государства лучше выдавать портянки на полгода, чем нашим — носки на неделю». Большое положительное впечатление произвел на Кронкайта и его коллег Музей боевой славы нашей дивизии, которая прошла от Сталинграда до Берлина, построенный и созданный под моим руководством нашими солдатами-художниками при участии ветеранов.

Американцы очень тепло с нами попрощались и через три месяца привезли готовый телефильм в двух сериях. Правда, Кронкайта тогда не было. На просмотре наши генералы и полковники, особенно ветераны, заявили, что фильм искажает впечатление об армии, на что представитель Москвы ответил: «Пусть американцы посмотрят на наших солдат и убедятся, что они обычные юноши и без рогов». Поэтому передайте журналистам вашей Летней школы Игорю Самокишу и Анне Слесаревой искреннюю благодарность за хорошие слова в адрес Уолтера Кронкайта, который надолго оставил след в моей памяти и сердце.

Прошу прощения за длинное письмо, но ведь вы знаете, как мы, старые люди, любим вспоминать прошлое и рассказывать о нем нашим детям и внукам. (Мне на Спаса исполнится 79).

Желаю Вам и сотрудникам «Дня» хорошего здоровья, творческого воодушевления и новых успехов в интересном и полезном труде на благо Украины.

С уважением, Ким НАУМЕНКО.

Ким НАУМЕНКО, подполковник в отставке, участник войны, г. Львов
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ