Вчера информация из разных источников свидетельствовала о том, что наполнять бюджет, сверстанный прошлым правительством, будет тот же министр финансов — В. Пинзеник. Напомним, на прошлой неделе, не дожидаясь назначения нового главы правительства, правительство прежнее, носящее гордый статус исполняющего обязанности, в парламенте представило проект главного финансового документа на следующий год — государственного бюджета-2006. Не вспоминая, естественно, о состоянии оставляемого новым назначенцам бюджетного хозяйства, министр финансов Виктор Пинзеник, представляя проект, заявил, что в 2006 году правительство прогнозирует рост внутреннего валового продукта на уровне 7% и инфляцию на уровне 8,7%.
По Пинзенику, минимальная пенсия в 2006 году будет составлять 366 грн., а минимальная зарплата 400 грн. Кроме того, запланировано повышение пенсий ликвидаторам на Чернобыльской атомной электростанции, и заложены средства на выплаты военнослужащим. Прожиточный минимум с первого января будет составлять 453 грн., а с первого октября следующего года — 472 грн.
Естественно, что такое повышение социальных выплат вынуждает заложить в проект увеличенную расходную часть бюджета — 127,444 млрд. грн. Непонятно только одно: если при более скромных расходах предыдущего бюджета до сих пор существуют сомнения относительно реальности его выполнения, где можно будет найти деньги для бюджета-2006? Пока что планируют заработать 118,706 млрд. грн., однако каким образом, Пинзеник не говорил.
При этом основными факторами экономического роста в следующем году правительство считает возрастание потребительского спроса домохозяйств и возобновление инвестиционной активности в стране. В частности, планируется увеличить уровень прямых иностранных инвестиций в Украину до $2,6 млрд. Сразу вспоминается о миллионах, которые должны были прийти в нью- Украину после выборов, которых, однако, так и не дождались (миллионов).
Но бюджет содержит не только оптимистичные прогнозы. Например, в планах правительства на следующий год больше покупать за границей, чем продавать. Запланирован рост экспорта товаров и услуг на 8,5%, в то время как импорт вырастет на 13%. Объясняется это, естественно, вражеской интервенцией на украинские экспортные рынки — ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и усилением конкуренции. О реприватизации и политических разборках — ни слова.
Единственное постоянное, что пообещал Пинзеник парламентариям, это банковский курс. В проекте бюджета он запланирован на прежнем уровне — 5,05 грн./$1.
Парламентарии проект выслушали и начали совещаться. Несмотря на это председатель Верховной Рады Владимир Литвин заявил, что «если быть объективным, такой бюджет не нужен Украине», он призвал исходить из реальной ситуации и принять проект к рассмотрению.
Комитет же в свою очередь рекомендовал парламенту принять проект к рассмотрению. Однако рассмотрение вовсе не гарантирует скорого принятия. Хотя свежеиспеченный премьер заявлял еще до представления проекта бюджета и своего назначения, что до конца года бюджет на следующий год будет принят и призывал к сотрудничеству с Верховной Радой для создания бюджета развития. Однако не факт, что депутаты не решат приберечь бюджетный козырь до парламентских выборов, чтобы потом долго и нудно принимать к нему поправки, обвиняя своих противников в неудачном проекте.
К тому же не стоит снимать с весов невыполненный бюджет-2005. Конечно, Ехануров заявлял, что он будет выполнен при любых неблагоприятных условиях, однако большинство экспертов продолжает утверждать, что если не удастся перепродать НЗФ и Криворожсталь, выполнение программы приватизации, а, соответственно, и бюджета-2005 года, утопично.
КОММЕНТАРИИ
Игорь БУРАКОВСКИЙ , директор Института экономических исследований и политических консультаций:
Бюджет-2006 вполне традиционен, он не лучше и не хуже, чем были все остальные бюджеты в стране с момента объявления независимости. В принципе, он достаточно реалистичен и выполним, но, естественно, как в любом другом подобном документе есть множество рисков. Проблема только в том, как эти риски будут учтены при подготовке бюджета и как можно будет их нейтрализовать. Но это уже дело узкоспецифической профессиональной дискуссии: что нужно делать, если что-то не сработает.
Виталий ХОМУТИННИК , народный депутат:
— В представленном проекте бюджета есть несколько несоответствий реалиям современного экономического состояния страны. Макроэкономические показатели, запланированные на следующий год, в значительной степени завышены. Это касается роста ВВП, планируемым на уровне 7%. В этом году он составит 3,5—4%, а тенденции на улучшение в следующем году пока что не наблюдается. Тем более, с учетом грядущего вступления Украины в ВТО. Я не верю, что удастся привлечь столько инвестиций. В этом году удалось привлечь только 500 млн., а перспектив на улучшение не видно, особенно с учетом того, что проблема реприватизации остается открытой, а налоговая реформа не движется. Инфляция же наоборот занижена — 8,7%, в то время как цена на газ повысится. Еще целый ряд макроэкономических факторов говорит о том, что доходы бюджета как минимум на 10 млрд. завышен, а значит, расходы будут недофинансированы, а повышение социальных выплат может остаться только на бумаге.