Сегодня на сцене Национальной оперы Украины состоится премьера фолк-оперы «Цвет папоротника».
Этим спектаклем откроется юбилейный творческий вечер художественного руководителя и главного дирижера Хора им. Г. Веревки Анатолия Авдиевского. Накануне премьеры нам удалось побеседовать со знаменитым композитором, которого вполне заслуженно называют украинским классиком, Е. Станковичем — автором фолк-оперы.
— Евгений Федорович, у «Цвета папоротника» нелегкая судьба. 23 года назад с ним познакомился ограниченный круг публики. После генеральной репетиции спектакль запретили, а причастные к постановке получили страшное, по тем временам, клеймо — «националисты». И хотя «...папоротник» видели немногие, но легенд и историй о нем ходила и ходит до сих пор масса.
— Заказ поставить фолк-оперу был от известной французской фирмы «Алитепа». Это была единственная компания, которая занималась организацией гастролей творческих коллективов из СССР. Французы попросили поставить спектакль, чтобы там были мотивы «Тараса Бульбы», но не в традиционной манере, а с элементами модерна и фольклора. На мой взгляд, балетмейстер Анатолий Шекера сделал прекрасные танцы, уникальные декорации создал художник Евгений Лысык, замечательно справился с вокальными сложностями партитуры Хор им. Г. Веревки во главе с Анатолием Авдиевским. Я не пропускал ни одной репетиции, фактически дневал и ночевал в Оперном театре. Все артисты и музыканты так увлеченно работали, что о наших экспериментах узнали задолго до премьеры. На генеральную репетицию представители Минкульта и ЦК КПУ пришли уже в определенном настроении. После просмотра вынесли вердикт — запретить спектакль как вредный и националистический. Членам партии объявили строгие выговоры, а фолк-оперу попросту «похоронили».
— Но «Цвет папоротника» — загадочный цветок. Годы прошли и ваша фолк-опера ожила?
— Зрители познакомятся не со всей фолк-оперой, а лишь одной ее частью — «Купала», так как, чтобы поставить спектакль полностью, нужно задействовать не только хор, балет, но и большой оркестр. Все это требует огромных творческих, физических и денежных затрат. «Купала» сценически более выигрышно воспринимается публикой и ее было легче поставить. Идея реализовать в жизнь «Цвет папоротника» не покидала Анатолия Авдиевского два десятилетия. К сожалению, многие хористы, занятые в той, первой, постановке уже ушли их хора. Материал сложный. Не каждому коллективу он по плечу. Сменилось поколение певцов. Тогда было больше вокалистов с грудными голосами. Их звучание неповторимо. Сегодня другая вокальная палитра. Хор изменил свою голосовую «краску». Геннадий Еременко сделал новую аранжировку, а балетную версию создала хореограф Алла Рубина. В отличие от Анатолия Шекеры, у которого поэтизировались украинские танцы, Рубина поставила «Купалу» исходя уже из нынешних хореографических веяний. У нее современное решение с элементами фольклора. Это танцы на общечеловеческие темы о добре и зле. Я видел новую версию «Купалы», и она мне понравилась.
— Евгений Федорович, а когда публика познакомится с полной версией фолк-оперы?
— Не от меня это зависит. Нужны спонсоры, меценаты. Много коллективов нужно будет задействовать в проекте. Надеюсь, что полную версию «Цвета папоротника» еще увижу при жизни.